Posted 22 марта 2023,, 09:43

Published 22 марта 2023,, 09:43

Modified 22 марта 2023,, 09:45

Updated 22 марта 2023,, 09:45

Игры бюрократов: почему так сложно получить водительские права в чужой стране

Игры бюрократов: почему так сложно получить водительские права в чужой стране

22 марта 2023, 09:43
Фото: 1MI
Правила обмена российских водительских удостоверений в разных странах мира причудливы и нелогичны.
Сюжет
ПДД

В связи с бурным ростом эмиграции из России, многие уехавшие неизбежно сталкиваются на новом месте с различными бытовыми проблемами, которые в иных случаях нужно решать срочно. К ним, в частности, относятся и водительские удостоверения. И тут выясняется, что во многих странах правила обмена их – весьма непростая и дорогостоящая процедура. Как, к примеру, в Испании, о чем с гневом пишет в своем блоге бизнесмен Никита Небылицкий:

«Бюрократ не имеет ни национальности, ни гражданства, ни роду. Племя они такое-бюрократы.

Мой приятель десять лет отъездил с российскими правами в Испании. При том, что у него ВНЖ как у члена семьи испанки, следовательно он давно должен был права получить испанские. Но тормозят тут редко, права проверяют ещё реже и десять лет ему везло - не тормозили. Но вот месяц назад тормознули, права проверили и выписали штраф. Проблема понятно не в самом штрафе, а в том, что, попавшись второй раз с такими же русскими правами, можно нарваться на уголовное дело. Он благоразумно ездить перестал, сел и выучил билеты правил. И теорию сдал. На всё - про всё, вместе с ожиданием, когда экзамен назначат, у него ушёл месяц. Сейчас он возьмёт два-три урока вождения по полтора часа, чтобы понимать что гайцам надо будет на практическом экзамене и получит наконец испанские права. Понятно, что он прилично знает язык, что память у него хорошая, но, в общем и целом, получить права может любой недебил, ну просто чуть больше времени потратит чем мой способный к ученью приятель.

Но в любом случае это время, усилия и какие-то деньги. Только вот мой пост не об этом.

Он об отсутствии логики в действиях бюрократов.

Ну вот судите сами.

Если у человека ВНЖ, учебная виза, гражданство, словом, если он дольше полугода живёт где-то постоянно, то у него должны появиться права той местности, где он живёт. Гипотетически, подчёркиваю, гипотетически, это логично. Всякие там баллы за нарушения, бла-бла-бла. Типа ладно. Но только в том случае, если он просто идет и меняет свои национальные права на местные. Как это происходит, например, с украинскими правами. Идёшь и меняешь. И я не про сейчас, когда вся эта СВО. А про раньше тоже. Украинские права просто менялись на европейские. А вот российские не менялись. Их надо было получать заново. По полной программе. И сейчас надо. Прям по схеме, медкомиссия-автошкола-экзамен-права. Как будто российских прав вообще нет и никаких нет.

И ведь тут логика вовсе не в том, что на российские права учат как-то не так. С ними первые 180 дней можно ездить. И они ничем ни от одних других прав первые 180 дней не отличаются. А вот на 181-й они почему-то становятся не правами, а просто бумажкой. Их не меняют на испанские. Их вам оставляют, а испанские - это как бы ещё одни права. Первые 180 дней вы типа ездить умеете и правила знаете, а на 181-й день типа разучились и правила забыли. Причём эта глупость не только с российскими правами. С американскими, австралийскими, израильскими, китайскими, индийскими и массой других такая же петрушка.  Ну не бред ли? Бред, конечно. Но это ещё не весь бред.

Когда ты впервые получаешь права на мотоцикл, то вне зависимости от твоего возраста, тебе дают права категории А2. Это такие же права на мотоцикл, но он должен быть мощностью не больше тридцати пяти киловатт и весом не больше, чем сколько-то там, не помню сколько. И ты с такими ездишь два года. Тут какую-то условную логику тоже можно найти. Типа пока опыта нет, мотоцикл должен быть не слишком мощный и не слишком тяжелый. Но вот прошло два года. И ты решил вместо категории А2 получить полную категорию А. Было бы логично, как это делается, например, в России, или в Америке, просто сдать экзамен по вождению на полносильном и полновесном мотоцикле. И получить права. Хрен там. Надо опять сдавать правила. Вот нахрена, спрашивается? Они что, разные, правила дорожного движения, на мотоцикл шестьдесят сил и восемьдесят? Нет. Они одинаковые. Но хошь - не хошь, а сдавай. Трать время, деньги и сдавай. Зачем? А низачем, а просто.

Что любопытно. Если принести из консульства России бумажку, что у тебя были российские права на мотоцикл категории А, то отходив два занятия в мотошколе и не сдавая экзамена в местном ГАИ ни практического, ни теоретического, ты вместо прав категории А2, получишь права категории А, полноценные. При том, что сами российские права после 180-ти дней пребывания в Испании правами быть перестают и ездить по ним нельзя, за это штрафуют как за езду без прав.

Ну и где тут логика? Они тогда должны либо крест снять, либо трусы одеть. Либо права легальны. И тогда стаж по ним зачитывается и их должны менять на местные без всякой головной боли с экзаменами. Ну либо нелегальны, тогда какого хрена они мотостаж в них считают? Я больше того скажу, если принести из российского консульства бумагу, что у вас были российские права категории Б до того, как вы получили в Испании новые права, то стаж вам в эти ваши свежеполученные новые права категории Б перенесут и, например, страховка станет сильно дешевле. Опять же где логика? Если стаж считается, то почему права легитимными не считают? Если права считают легитимными и учитывают стаж в них, какого хрена с ними после 180-ти дней нельзя ездить и надо получать испанские права полностью заново. И если российские права нелегитимны, почему тогда первые 180 дней пребывания с ними в Испании, ездить по ним можно? Короче это полная бюрократическая хрень. Не нужная ни для чего, кроме как для оправдание существования лишних тысяч бюрократов, которые вещь в себе, основным своим занятием сделавших воспроизводство ещё больших толп новых бюрократов.

К безопасности дорожного движения все эти бредовые начинания не имеют совершенно никакого отношения…»

Известно, что ровно такая же проблема существует отнюдь не только в Испании, а в Италии, США, Швеции, и многих других странах мира, с которыми Россия по каким-то (неважно, по каким) причинам не подписала договор о взаимном признании водительских удостоверений. Но проблема вовсе не в этом, а в том, что логики тут все равно не найти никакой: если, к примеру, Испания и Россия такого соглашения не подписали, то это обозначает, что российские права Испания не признаёт. И для неё они уже не права. Но тогда почему первые 180 дней они для Испании все же права? Нет вопросов, нет договора - нет признания. Но тогда этого признания нет всегда. И первые 180 дней, и последующие…

Впрочем, как написал один из комментаторов, логику тут все-таки обнаружить можно. Дело в том, что за счет поддержания этой ситуации прекрасно кормятся и бесчисленные автошколы и само государство. Минимальное обучение со сдачей экзаменов даёт испанской автошколе от 350-600€ с человека. Государству около 100€. А ведь ещё и медицинские центры получают за справки 15-20€. Зачем же государству отказываться от того, что само идёт в руки?

"