Posted 21 марта 2023, 08:20
Published 21 марта 2023, 08:20
Modified 21 марта 2023, 08:22
Updated 21 марта 2023, 08:22
Екатерина Максимова
К середине минувшего года, как отмечал Центробанк в одном из своих бюллетеней «О чем говорят тренды», в сегменте «госслужба» количество предложений от работодателей снизилось до 80%. Тенденция продержалась несколько месяцев. А в годовом выражении, если сопоставить годовую аналитику hh.ru, найм для госслужбы рухнул на 79%. И для России - это рекорд.
Ситуация в регионах складывалась по-разному, но тренд на сокращение коснулся всех. Лидером по числу «замороженных» чиновничьих вакансий стал Южный федеральный округ (-91% в годовом выражении). Далее следуют ЦФО (-88%), УрФО (-77%), Сибирский федеральный округ (-73%). У остальных субъектов РФ падение фиксировалось в диапазоне от 60 до 70%. И только Дальневосточный округ показал +36%.
«После начала СВО основные кадровые решения были жестко поставлены «на стоп». К тому же ранее была анонсирована оптимизация штатов органов исполнительной власти. Есть вопросы и по бюджетам - федеральному и региональным. Из-за пандемии коронавируса были рекордные антикризисные траты. Теперь баснословные траты на СВО. Вполне логично, что госструктуры замерли. В том числе, точнее, в первую очередь, это коснулось кадровой политики. Были приняты решения о приостановке ранее запланированного найма», - поделился на условиях анонимности руководитель аппарата губернатора одного из субъектов РФ.
Политолог Николай Миронов подтверждает: новые ставки не открываются.
«Нет сейчас расширения госаппарата, скажем так. Новые вакансии, в основном, были связаны с расширением тех или иных направлений. То есть с изменением самой структуры. Сейчас этого стало меньше, потому что госаппарат, естественно, придерживается принципов экономии», - говорит Миронов.
При этом, отмечает политолог, в госслужбе текучка кадров традиционно небольшая. «Зависит, конечно, от ведомства, от региона. По-разному бывает. Но в целом это не бизнес, где люди могут меняться быстро: неделю отработал и ушел. На госслужбу вообще идут люди, которые держатся за работу. И чем дольше ты работаешь в органах власти, тем труднее с такой службы уйти», - добавляет он.
Генеральный директор Центра политической информации, политолог Алексей Мухин отмечает, что в условиях СВО сложно не обратить внимание на слишком большую разветвленность бюрократического аппарата.
«Я бы связал сокращение числа вакансий с инициативами Михаила Мишустина, Его соратник Дмитрий Григоренко не как обычно - формально, а настоящим образом подошел к проблеме сокращения, оптимизации государственного аппарата. Не в ущерб качеству работы. Помните мы смеялись, когда Алексей Леонидович Кудрин и другие руководители аппарата правительства говорили о сокращении госаппарата на 10%, а потом штат увеличивался на те же 10%. Судя по всему, сейчас за дело взялись профессионалы и такое сокращение связано с целым рядом причин», - говорит Мухин.
Госслужащих, добавляет Мухин, «сократила» в том числе и цифровизация.
«Она позволяет оптимизировать определенные процессы, действительно высвободилось достаточно большое количество вакансий. Оптимизация прошла и в результате так называемой законодательной гильотины, когда множество инструкций, постановлений, громадное количество документов было просто отсечено для того, чтобы не затруднять работу государственного аппарата. Причин достаточно много, но цель и реализация этой цели говорит о том, что можно приписать это сокращение госаппарата как плюс Михаилу Мишустину», - резюмировал Мухин.
Остановились и… продолжили
Статистика по найму служащих федерального, регионального и муниципального уровней с начала 2023 года начала меняться. В феврале, по данным аналитики hh.ru, число вакансий в госсекторе составил +10%. Первым за год простоя решил «отыграться» Приволжский федеральный округ, где количество вакансий выросло сразу на 69%.
По остальным регионам положительная динамика такая: Северо-Западный ФО +10%, Северо-Кавказский ФО +19%, Центральный ФО +34%. В минусе оказался Дальневосточный ФО (-13%), Сибирский ФО (-9%), Южный ФО (-16%), Уральский ФО (-4%).
Аналитик Института комплексных стратегических исследований Елена Киселева, сравнивая январь 2023 года с декабрем 2022 года, отмечает, что свою роль мог сыграть сезонный фактор, связанный с новогодними праздниками. «Госструктуры обычно отличаются забюрократизированностью, поэтому и набор персонала там происходит не быстро. Кроме того, можно предположить, что госструктуры получили указание экономить бюджет и сокращать штат, в первую очередь за счёт вакантных рабочих мест», - говорит Киселева.
Николай Миронов в свою очередь добавляет, что статистика от рекрутинговых платформ вообще не очень показательна. Процесс найма чиновников вовсе не парализован, он просто меняется.
«Идет приток людей без взаимодействия с рекрутскими платформами. И вообще госаппарат с не очень большим доверием относится к внешним страницам, с которых приходят кандидаты. Чаще ищут через кадровые резервы, есть резервы управленческих кадров, которые в регионах стараются создавать. Не за счет резюме на hh.ru, а из отбора талантов по итогам конкурсов, работы со студенческим сообществом, стажировками всякого рода. Есть вообще в принципе внутренний рекрутинг. Продвинутые госорганы обычно проводят свою внутреннюю работу. Есть отдельные, самостоятельные механизмы по поиску кадров, они больше дают результат. Качество кадров с внешних платформ часто бывает не очень хорошим, большой поток шлака, его надо вычленять, а это лишняя работа. Проще говоря, попасть с улицы в госслужбу сейчас крайне сложно, и уж точно доля таких кадров сокращается. А вот механизмы по внутреннему набору с годами, напротив, совершенствуются», - говорит Николай Миронов.
При этом с начала года соискатели стали чаще размещать резюме в надежде устроиться на госслужбу. Наибольший рост таких вакансий зафиксирован в Приволжском ФО и ЮФО, где в феврале рост резюме составил +10% и +7% соответственно. А вот выбор вакансий, как и денежное довольствие вряд ли способны впечатлить соискателей. Требуются рядовые специалисты в департаменты, министерства и комитеты, юристы, айтишники, специалисты по связям с общественностью. В столичных городах предлагаемая зарплата может доходить до 90 тыс рублей. На периферии «белым воротничкам» платят в два раза меньше.
В полку чиновников убыло?
Реформа, о которой выше напомнил политолог Мухин, была анонсирована премьер-министром Михаилом Мишустиным еще в 2020 году. Было объявлено, что численность госслужащих в России сократится почти на 10%.
В 2021 году глава аппарата правительства Дмитрий Григоренко отчитался, что штатная численность центральных аппаратов была «урезана» на 213 единиц, территориальных органов - на 31 642 единицы. Он подчеркивал, что сокращения были проведены за счет используемых вакансий с сохранением заработной платы.
«Избыточная цепочка начальников снижала оперативность и увеличивала административные издержки», - объяснял вице-премьер.
Высокопоставленные региональные чиновники, требующие сохранить их анонимность, утверждают, что на самом деле у них есть возможность избежать столь массовой чистки кадров. Для создания правильной статистики, которая отправляется в федеральный центр, регионалы сознательно создают «пустые» вакансии, от которых ради красивых отчетов безболезненно и отказываются. Вот, мол, смотрите, сократили.
Распространена и такая хитрость: новых сотрудников «раскидывают» по подведомственным организациям и унитарным предприятиям, где они не проходят по чиновничьему табелю. Тем более, если человек был нанят по гражданско-правовому договору.
«Более 50% времени не самый рядовой чиновник тратит на различного рода совещания и на подготовку кучи отчетов. Для той же Москвы - в первую очередь. А объем работы, задач, количество отчетов только растет. Ну, какое сокращение, это нереально. Это просто смешно», - рассказал на условиях анонимности руководитель одного из региональных министерств.
Экс-советник аналитического управления Совета Федерации Александр Юсуповский тоже весьма критично оценивает проводимые реформы.
«У нас все время рос госаппарат и не всегда это рационально объяснялось. Когда я работал в аппарате СФ, то несколько раз проводились вывод за штат, попытки каких-то реформ, пересаживаний итд. И мы грустно шутили, что с очередным сокращением аппарата всякий раз начальство сохраняется, более того, число начальников растет в геометрической прогрессии, а низовые работники, на которых весь госаппарат и держится - их и сокращают в первую очередь. Это грустный юмор, но та же реорганизация органов МВД, напомню, приводила к росту жалоб, что участковых и работников «в полях» не хватает, а конторы - там все нормально, все укомплектовано», - напомнил Юсуповский.
Цена вопроса
В государственных органах власти, по сводным данным Росстата, числятся более 680 тысяч человек, муниципалов почти в два раза меньше - более 307 тысяч работников. Как сообщали «Новые Известия», всего в России к 20-ым годам чиновничий аппарат (всех-всех уровней, включая органы судебной власти) разросся до 5,7 млн человек.
Если из этой массы выделить непосредственно госслужащих и федеральных чиновников, то цифра, конечно, заметно уменьшиться. Примерно в два раза. И тогда данные Росстата «бьются» с относительно недавними заявлениями самих чиновников.
Так, в 2019 году первый заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко подсчитала, что в России около 2,4 млн чиновников. Это 3,3% от численности занятых в экономике. И на каждые 10 тыс россиян приходится 163 госуправленца (то есть у одного государственного чиновника 61,3 подопечных).
Зарплаты чиновников, судя по данным Росстата, колеблются от 194,8 тыс рублей (федеральный уровень, не считая Администрацию президента). Средние доходы регионалов (без учета индексаций) варьируются от 35 до 80 тыс рублей и выше.
И как недавно заявил долларовый миллиардер Олег Дерипаска, чиновников пора сократить в два-три раза. «Уже назрел вопрос о том, что слишком много этого госаппарата и госкапитализма. Нам нужно больше свободы, реально больше свободы конкуренции»,— сказал господин Дерипаска. Вот рецепт от Дерипаски: сокращение чиновников - в два-три раза, сотрудников правоохранительных органов - в пару раз.