Иван Зубов
Впечатляющие данные, дающие представление о размерах миграции в Европе, публикует европейское статистическое агентство. Судя по этим цифрам, странами в которых больше всего приезжих не из Евросоюза, являются Швеция, Кипр, Мальта и Ирландия. Там число мигрантов из стран так называемых Второго и Третьего мира скоро составит уже пятую часть от всего населения!
Однако на высокой доле мигрантов в обществе схожесть между ними заканчивается.
Швеция ранее активно принимала в качестве беженцев жителей неблагополучных стран Африки и Азии и вообще имела одни из самых открытых границ в Европе. Кипр же стал местом максимально доступным для россиян, украинцев, белорусов — в последние годы, туда в поисках стабильности перебралось множество айти-компаний. Мальта сама по себе небольшая — поэтому около 100 тысяч мигрантов оказались настолько заметны. Наконец, Ирландия действительно приняла немало иностранных работников, но после Брекзита таковыми считаются и жители Великобритании.
В целом, все богатые государства северной и западной части Европы имеют стабильно высокую долю мигрантов из других частей света. По большей части, это результат политики по рекрутингу дешевой рабочей силы и относительно спокойное отношение к нелегальной миграции в прошлые годы.
На данный момент в большинстве этих стран можно наблюдать обратный тренд на ужесточение контроля за миграцией. Известный пример — Италия, которая активно борется с попытками использовать свою территорию как точку входа в Европу морскими путями. При этом там мигрантов как раз меньше, чем в соседних странах.
Мало приезжих и с территории ЕС в странах Восточной Европы. И дело не только в доходах, но в готовности более строго регулировать свои границы. Как мы помним, во время недавнего кризиса, венгры, поляки, литовцы резко усилили пограничные силы и укрепления, отмечают эксперты канала «Русский футурист».
В 2017 году ЕС выделил 2,5 млн евро на интересный проект «Становящиеся меньшинством» (СМ). Его автор утверждал, что толерантность, мультикультурность и интеграция мигрантов в классическом либеральном понимании потеряли актуальность. На примере ряда крупных европейских городов видно, что кое-где меньшинством становится коренное население и уже ему приходится интегрироваться в «новое большинство».
Результатом проекта стал подчеркнуто нейтральный массив данных об одном из важнейших культурных и этнических сдвигов эпохи — в последние годы пандемии и войны он стал обсуждаться куда реже, но нет сомнений что массовая миграция продолжит оставаться ключевой проблемой для Запада еще десятилетия.
На картинке, которую приводит канал, один из примеров собранных в рамках этого проекта данных. В Амстердаме лишь каждый третий из поколения альфа и зумер рождены в семьях коренных жителей. В Мальмё и Антверпене — 2 из 3. Данная динамика указывает, что уже к 2050 году ряд мегаполисов по всей Европе станут местом, где меньшинством будут белые.
Автор проекта, конечно, не выступал с анти-иммигрантских позиций, отмечают эксперты. В его работе говорится о новом контексте отношений большинства-меньшинства. Это, к примеру, значит, что следующему поколению коренных европейцев понадобятся программы помощи и интеграции в изменившееся общество.
Полезно было бы провести аналогичный проект в крупнейших городах постсоветского пространства. Если изучить сведения о миграции, Москва вполне может находится на грани перехода к новому представлению о меньшинстве — не сейчас, но уж точно в течение 21 века. Другое дело, что и отток мигрантов тоже возможен. Людей всегда привлекает богатство и стабильность, а отсутствие оных заставляет искать очередную «00землю обетованную».