Posted 8 февраля 2023,, 13:57

Published 8 февраля 2023,, 13:57

Modified 8 февраля 2023,, 13:59

Updated 8 февраля 2023,, 13:59

Их в дверь, они - в окно: Европа никак не может решить проблему незаконной миграции

Их в дверь, они - в окно: Европа никак не может решить проблему незаконной миграции

8 февраля 2023, 13:57
Александр Ивахник
Фото: Соцсети
В четверг 9 февраля откроется двухдневный саммит Евросоюза, на котором вновь будут обсуждаться вопросы помощи Украине и санкций против России. Но, помимо этого, в повестку снова включена и такая болезненная тема, как незаконная миграция.
Сюжет
Граница

Иван Зубов

Это не удивительно, поскольку в 2022 г. было зарегистрировано около 330 тыс. незаконных пересечений границ ЕС – рост на 64% по сравнению с предыдущим пандемийным годом. Причем, как отмечает Агентство Евросоюза по делам беженцев, разрыв между числом обращений о получении статуса беженца и числом принимаемых решений достиг наивысшего уровня за семь лет и в стадии рассмотрения находилось более 920 тыс. дел.

К этому следует добавить, что европейская инфраструктура по приему беженцев до сих пор перегружена украинским потоком. За время СВО в страны ЕС въехало более 7,8 млн украинцев, на конец года число беженцев из Украины, получивших там статус временной защиты, составляло 4,9 млн.

О том, как европейцы намерены решать эту проблему, которая касается  теперь и граждан России, пишет в своем канале политолог Александр Ивахник:

«Если беженцев из Украины встречали в Европе – и на уровне властей, и в массе населения – в целом гостеприимно, то отношение к мигрантам из Северной Африки и Ближнего Востока гораздо более настороженное. Отчасти это объясняется большими этнокультурными и религиозными различиями, отчасти – неопределенностью реальных мотивов их прибытия в Европу. После мощнейшего миграционного кризиса 2015-2016 гг. страны ЕС из-за острых противоречий так и не смогли выработать эффективную общую миграционную политику. Попытки ввести обязательные квоты перераспределения соискателей убежища между странами-членами и тем самым снизить нагрузку на Грецию, Италию и Испанию, ставших главными пунктами прибытия мигрантов, ни к чему не привели. Страны Центральной и Восточной Европы, которые в прошлом году с готовностью принимали украинцев, категорически отказывались размещать у себя арабов или афганцев. Поэтому сейчас, в ситуации острейшего геополитического кризиса, руководство ЕС даже не выдвигает далеко идущих планов по смягчению миграционной проблемы, продвижению путей интеграции далеких мигрантов в европейские общества, а предлагает обсудить меры, которые не встретят принципиальных возражений.

Среди таких мер – укрепление безопасности внешних границ ЕС, увеличение ресурсов общей европейской пограничной службы Frontex. Некоторые деятели ЕС, в частности, премьер-министр Австрии Карл Нехаммер и глава фракции Европейской народной партии в Европарламенте Манфред Вебер, поднимают вопрос о выделении средств из бюджета ЕС на возведение забора на границе между беднейшей страной союза Болгарией и Турцией, откуда в Европу перебирались сирийские беженцы. Кстати, именно из-за недостаточной защиты границ Австрия недавно заблокировала вхождение Болгарии и Румынии в Шенгенскую зону. Правда, пока Еврокомиссия против финансирования строительства пограничных заграждений из общих средств союза.

Главное предложение ЕК перед предстоящим саммитом – принятие мер по ускорению возвращения (т.е. депортации) мигрантов, получивших отказ в предоставлении убежища, в страны происхождения или транзита. Это действительно важный вопрос. В 2021 г. миграционные службы стран ЕС приняли решения о высылке 342 тыс. человек, но лишь 24% из них были депортированы за пределы союза. За первую половину 2022 г. отказ в праве на пребывание получили 180 тыс. человек, но ЕС покинули только 19%. Часто неудачи с депортацией связаны не только с сопротивлением мигрантов, но и с нежеланием других стран принимать обратно своих граждан.

Так, сотрудничество в этом вопросе не складывалось с Марокко, Тунисом и Алжиром. Еврокомиссия предлагает использовать в качестве рычага давления на такие страны все подходящие инструменты, как позитивные, так и негативные. Среди первых – увеличение финансирования из бюджета помощи ЕС развивающимся странам, расширение возможностей торговли. Среди вторых – удлинение сроков и увеличение платы за оформление виз. Надо признать, что похожие предложения со стороны ЕК уже звучали и раньше и даже принимались на саммитах, но заметного практического эффекта они не дали. Есть большие сомнения в том, что и на этот раз они принесут весомый результат…»

 

 

"