Posted 2 марта 2023,, 15:37

Published 2 марта 2023,, 15:37

Modified 2 марта 2023,, 15:39

Updated 2 марта 2023,, 15:39

Российским программистам предрекают 15% мирового рынка. Но есть нюансы

Российским программистам предрекают 15% мирового рынка. Но есть нюансы

2 марта 2023, 15:37
Фото: 1MI
IT-отрасль в России рассчитывает в 2023 году оправиться от потрясений прошлого года и вернуться к росту. В этом ей должны помочь выделенные на импортозамещение триллионы, а так же иностранные рынки. Однако, не все так просто, как может показаться.
Сюжет
Санкции

Александр Дыбин

Российские программисты в 2022 году потеряли до двух миллиардов долларов из-за массового исхода из страны западных компаний. Такие данные приводит президент некоммерческого партнерства разработчиков программного обеспечения "Руссофт" Валентин Макаров.

«Это 25% всего совокупного объема зарубежных продаж софтверных компаний по итогам 2021 года, - говорит он, - в то же время, оставшиеся в России компании планировали увеличить экспорт минимум на 5-10%. В результате, предварительные расчеты говорят о том, что совокупный экспорт софтверных компаний составил по итогам от $8,4 млрд до $9,2 млрд с падением на 8-17%. Совокупный оборот индустрии, скорее всего, сократился, но незначительно. В 2021 году он составлял 1,56 трлн рублей. Сокращение экспортных доходов во многом компенсировалось ростом продаж в России благодаря импортозамещению».

В 2022 году отследить движение денег в этой сфере стало сложнее, так как российские компании, которые продолжили работать с западными клиентами вывели отделы продаж в нейтральные страны и сколько денег такими обходными путями возвращается в России до конца не понятно.

С другой стороны наши компании активно осваивали рынки дружественных стран. Наиболее активны российские софтверные компании в Узбекистане, ОАЭ и Индии, в разы выросли объемы продаж в Латинскую Америку.

«Латинская Америка выросла в 4-5 раз, - говорит Валентин Мкаров, - далеко, но там правильный настрой людей. Они ненавидят американцев, эти люди когда-то надеялись на СССР и теперь надеются на Россию. Есть большой интерес к Восточной Азии. Мы для них выглядим как источник цифровой независимости. На примере той же Индии,  там половина к Америке, а половина хочет независимости. И от Америки, и от Китая. Для нас – это окно возможностей. Стать игроком мирового уровня. Не конкурировать с Китаем, а создать некий цифровой социализм».

Говоря о перспективах российской IT-отрасли, эксперты отмечают, что наша страна могла бы занять до 15% мирового рынка. Но пока этому триумфу мешают как минимум две вещи. Во-первых, и как это ни парадоксально, импортозамещение. Курс на замену иностранного оборудования и ПО был объявлен еще в 2014 году, но до 2022 года этот процесс шел не быстро. В прошлом году российские аналоги понадобились всем и сразу. И вылезло сразу несколько проблем. Например, госкомпании и госорганы хотят получить российское ПО, но не готовы или не могут купить железо, хотят доработать на старом оборудовании, пока это позволяет его ресурс. Тут возникает конфликт совместимость российских программ с остатками импортных систем, да и друг с другом. В отрасли предлагают не настаивать на механическом замещении одного софта на другой, а просят разрешить постепенный переход. Этот процесс еще назвали «миграцией».

«Мы столкнулись с проблемой не полной совместимости. Прикладное приложение на Windows более функционально, чем на российской операционной системе, - заместитель генерального директора «Ред софт» Рустам Рустамов. - Есть проблема совместимости с государственными информационными системами, когда невозможно сдать отчетность без Windows. Нужна некая «песочница» для тестирования совместимостей разных отечественных систем и софта».

Вторая серьезная проблема – это инсорсинг, когда крупные госкомпании начинают разрабатывать софт для себя сами. Это приводит к тому, что одну и ту же задачу пытаются решить 2-3 компании, которые забирают с рынка ценные кадры. При этом, если бы эту задачу выполняли сторонние компании, они сделали бы более конкурентный софт.

Еще одна сложность – дефицит кадров. И дело не в оттоке программистов, напуганных мобилизацией. IT-шников российским компаниям не хватало и до 2022 года.

«Это правильный посыл, что специалисты уехали, это не так, - говорит Валентин Макаров, - уехали некоторые категории, зачастую вынуждено. Например, экспортеры вывезли центры продаж, чтобы продолжить работу. Зарубежные компании, которые держали в России центры разработки, просто заставили свой персонал релоцироваться. И какая-то маленькая часть, испугалась мобилизации».

Кроме того, есть и юридические ограничения, для самых передовых разработок просто нет нормативной базы и не понятно, как внедрять искусственный интеллект и софт для квантовых компьютеров, которые вот-вот появятся на рынке.

«Беспилотный транспорт, телемедицина, финтех – все это будет царить ближайшие 50 лет, но пока не имеет регулирования и требует нормативной базы», - говорит Валентин Макаров.

"