Posted 8 февраля 2023,, 09:42

Published 8 февраля 2023,, 09:42

Modified 8 февраля 2023,, 09:44

Updated 8 февраля 2023,, 09:44

Люди против демонов. Вышла в свет новая книга Якова Шехтера

Люди против демонов. Вышла в свет новая книга Якова Шехтера

8 февраля 2023, 09:42
Фото: Соцсети
Только неискоренимое жизнелюбие героев книги не позволяет демонам одерживать верх над добром и разумом, которые и составляют основу жизни
Сюжет
Книги

Анна Берсенева

В своей новой книге «Он уже идет» (Ростов-н/Д: Феникс. 2023) Яков Шехтер создал редкостную среду, в которой люди и демоны чувствуют себя совершенно как дома. 

Для их совместного обитания (а дело происходит сто с лишним лет назад) автор придумал галицийский городок Курув. С демонами в нем привычно сосуществуют евреи, составляющие большую часть курувского населения. Жизнь здесь течет идиллически: «В домах топили печи, и дымок, настоянный на запахе сгоревшей сосновой смолы, витал над Курувом. Дышалось легко и свободно, жизнь, счастливая, длинная жизнь, до краев наполненная то радостными, то грустными событиями, стояла перед Зямой аркой из черных веток тополей, осиянных холодным белым снегом». И дело не только и даже не столько в прекрасных пейзажах, обрамляющих курувскую жизнь, сколько в ее содержании:

«Жизнь рабочих бедолаг, наполненная искренним, чистым служением Творцу, создавшему им такие условия, текла ровно, не оставляя следа в этом мире. Возможно, в горних высях каждый храп на уроке, каждый капитель псалмов, прочитанный по памяти среди беготни и сумятицы, записывались алмазным пером на золотых скрижалях. Но в мире дольнем серое полотно их будней украшали редкие цветные искорки, а сами они проходили сквозь жизнь незаметно, один за другим бесследно исчезая под могильными плитами».

Однако обитатели дольнего курувского мира при всей своей внешней обыкновенности предстают в книге Якова Шехтера столь выразительными, что полотно их будней вовсе не выглядит серым.

Это юный Зяма, который не знает, что из него выйдет в жизни, но мечтает «написать глубокую, очень глубокую книгу, или научиться произносить вдохновенные проповеди, или дойти в понимании Талмуда до самых вершин, куда добирались лишь великие законоучители».

Это простые еврейские женщины, которым даже и Тору не надо учить, потому что «святость наполняет их души во время готовки, а пальцами управляет сам Всевышний».

Это молодожены Айзик и Шейна, которые «старательно избегали острых углов и взрывных ситуаций», а потому «рыбу Шейна готовила сама и поначалу портила ее до невозможности. Но Айзик ел и хвалил, и постепенно рыба стала выходить вполне съедобной, а потом даже вкусной».

Вообще, отметки мудрости, дольней и житейской вперемежку с горней и трудно постижимой, рассыпаны по всем рассказам, которые составляют книгу «Он уже идет». Причем носителями этой искрами вспыхивающей мудрости являются буквально все персонажи, даже те, которые терпеть не могут всяческих отвлеченностей. Так, Копл из рассказа «Правильный выбор» замечает, что пока он тратил время в ешиве, изучая эти самые отвлеченности, «жизнь вокруг скворчала, словно яичница на раскаленной сковородке, а он вместо того, чтобы хлебать ее полной ложкой, занимался собиранием сухих крошек». В результате таких размышлений Копл решил, что больше не хочет быть евреем, и принял католичество. И тут же в его жизни появился демон…

А Шейна, жена Айзика, ни о чем подобном не помышляла, но демон все равно появился в ее жизни, потому что влюбился в нее («Любовь демона»).

А горбун Залман-Шнеур «бился о мир, словно птица, залетевшая по ошибке в комнату, бьется о стены, оконное стекло, потолок, пытаясь вырваться из плена», и поэтому сам захотел стать демоном («Человек, который хотел стать демоном»). Запрещенное знание открылось ему, точно бонбоньерка с конфетами, и он стал видеть «мазикин, вредителей, про которых в Талмуде написано, что они окружают человека, как канавка для полива окружает дерево», однако демоны не обращали на него внимания, проходя как мимо пустого места.

И столь цветист этот еврейский мир, столь ярки его обитатели и подробности их обыденного существования, что появление рядом с ними бесов и демонов не выглядит чем-то из ряда вон выходящим. Вероятно, дело в том, что никакой обыденности в их существовании на самом деле и нет, потому что «святость скрывается в сердце каждого, подобно тому, как пунцовые зернышки граната прячутся за темной кожурой». Так что не стоит удивляться головокружительности событий, которые происходят с обитателями Курува, и фантастичности существ, которые в этих событиях задействованы.

А вот чему удивляться стоит - абсолютной безмятежности, в которую читатель погружается в мире, где как дома чувствуют себя бесы и демоны. Впрочем, это одна из главных примет повествовательной манеры Якова Шехтера вообще и его новой книги в частности. Имя ей - витальность. Жизнелюбие героев не позволяет демонам одерживать верх над добром и разумом, которые и составляют основу жизни. В этом автор, судя по всему, не сомневается, потому его книга о нечистой силе получилась такой жизнеутверждающей.

"