Шарашка для возвращенцев: что показывает реэмигрантам исторический опыт СССР

30 января 2023, 17:24
Дефицит инженерных кадров в России признал даже Секретарь Совбеза Николай Патрушев. Вопрос уже стоит о национальной безопасности. Взращивать специалистов со школьной скамьи – эффективно, но долго. Вернуть уехавших из России профессионалов куда быстрее, но… Получится ли?

Виктория Павлова

Сам по себе процесс репатриации эмигрантов в Россию очень сложный – уж слишком крепка память о репрессиях. В ХХ веке ничего хорошего вернувшиеся в СССР люди не получили. Но секретарь Генсовета «Единой России» Андрей Турчак и не предлагает возвращать всех подряд, а только «умные головы». Идея не нова: ей в этом году исполняется ровно 100 лет. Андрею Турчаку явно не дают покоя лавры Феликса Дзержинского, который в 1923 году написал в ЦК письмо с подобным предложением.

«Мы очень бедны спецами. Из своего опыта на транспорте должен сказать, что спецы, оставшиеся у нас, - самые худшие, без инициативы, без характера. Тянут лямку, чтобы жить. Самые лучшие и подвижные у нас спецы — это полученные нами и почему-то не расстрелянные от Колчака, Деникина и Врангеля. Думаю, что из эмигрантов могли бы получить немало спецов инициативных. Только для этого не надо давать общей амнистии, а нужным нам спецам давать индивидуальные прощения и прием в русское гражданство с тем, чтобы они обязались определенное время (1–2 года) работать там, где мы укажем, чтобы доказали свою искренность раскаяния» - предлагал «железный Феликс».

Просто сравним со словами Андрея Турчака на совещании по импортозамещению:

- Наша задача сделать все и создать все условия для того, чтобы те, кто по каким-то причинам уехал - семейные обстоятельства, смалодушничал - но готов вернуться и работать на свою страну и экономику, могли вернуться обратно. Особенно это касается высокотехнологичных отраслей экономики. Тех людей, кто не позволил себе каких-то огульных высказываний о своей стране, не встал на сторону наших политических или военных противников.

Что в 1923, что в 2023 году тезисы одни: людей надо возвращать, но не всех, а только специалистов. Положение, в котором находится страна, тоже во многом схоже: в период потрясений в поисках лучшей жизни первыми уезжают востребованные профессионалы, у которых нет проблем с трудоустройством, а полученные образование и кругозор позволяют быстро интегрироваться в новое общество. Но и возвращаться просто так, без реальной возможности повысить качество жизни, никто не спешит. Исторический опыт показывает, что одного образа светлого будущего для этого недостаточно.

Уже в первый год репатриаций советская власть столкнулась с большими проблемами: почему-то в СССР ехали совсем не те специалисты, которые требовались. По данным комиссии по иммиграции СССР, к концу 1923 года в страну вернулось 1151 человек, но 70% из были сельскими жителями. Но и оставшиеся 30%, как утверждает историк Алексей Кузнецов, не были сплошь выдающимися умами.

 - Что касается умов, то умами начали заниматься примерно на уровне 1922-1923 года потихонечку, и здесь в основном речь шла о возвращении людей, имеющих какую-то практическую ценность для советской власти. Но я бы, во-первых, и оставшиеся 30% не записывал в специалисты. Это могли быть мелкие чиновники, конторские служащие, то есть такие люди, которых трудно назвать ценными специалистами или квалифицированными кадрами.

Ошибки, допущенные властью в начале ХХ века, по мнению Алексея Кузнецова, отзываются эхом до сих пор. Технологическое отставание имеет очень серьёзные последствия.

- Судя по тому, что в начале индустриализации 20-х годов, в период первой пятилетки власть достаточно активно приглашает иностранных специалистов – технический персонал, инженеров и так далее, их не хватало. А в годы второй пятилетки и потом перед самой войной мы видим, что потребность в таких специалистах закрывается за счет уже подготовленных в СССР молодых специалистов. Этим, в частности, объясняется сегодня достаточно высокий уровень и аварийности, и достаточно низкое качество производимой продукции. Эти люди выучились, они приложили совершенно титанические усилия к тому, чтобы за несколько лет пройти курс рабфака и вуза и так далее, но, конечно, они, как правило, были подготовлены достаточно плохо. Им еще предстояло стать «зубрами» - многие, кстати, стали, но, разумеется, не сразу.    

Советская индустриализация первой половины ХХ века обязана иностранным специалистам. В 1922–1925 годах Российско-Американская промышленная корпорация на американском оборудовании создала 34 текстильных и швейных фабрики, которые выпускали 20% продукции советской лёгкой промышленности. Инженер Хью Купер был главным инженером-консультантом и принимал активное участие в проектировании Днепрогэс.

 

Компания промышленного архитектора Альберта Кана из США в 1929-1932 годах спроектировала для СССР 521 объект.

По американским проектам и на американском оборудовании были построены Сталинградский, Челябинский и Харьковский тракторные заводы, самолетостроительные заводы в Краматорске и Томске. Построить завод «ГАЗ» помогала компания Ford Motor Company. Перечислять вклад зарубежных специалистов можно очень долго. Сегодня Россия может надеяться или на собственные умы, которых не хватает, или на закупку готовой продукции в Китае.

Чем сейчас власти могут заманить хороших спецов в условиях рыночной (хотя бы частично) экономики? Обещать высокие зарплаты – вряд ли. Частные предприятия нельзя заставить принимать на работу и платить большие зарплаты иммигрантам, госпредприятия, особенно те, что работают на оборонку, имеющимся рабочим не могут назначить достойные гонорары. Обещать какие-то налоговые льготы как предприятиям из пострадавших от ковида и санкций отраслей правительство тоже скорее всего не будет, ведь тогда придётся объяснять всем оставшимся в России, почему у них таких льгот нет. Обещать социальные преференции, например, зачисление детей в детские сады, школы, университеты – означает приравнять иммигрантов, которых называют чуть ли не предателями, к участникам СВО. Народ уже не поймёт. Главное условие, которое может привлечь иммигрантов – это смена глобального внешнеполитического курса, что в текущих условиях для страны-изгоя не представляется возможным. Вот и президент Фонда «Центр развития региональной политики» Илья Гращенков в своём Telegram-канале пишет, что сейчас власти только разрушают возможности для возвращения людей.

-  Умные головы» вернутся тогда, когда ими прекратят заколачивать гвозди. Только вот почему-то большие начальники считают, что те же айтишники — это такие бессловесные существа, которые сидят, уткнувшись в монитор и не чирикают. Но нет, так это не работает. Во-первых, одними айтишниками сыт не будешь. Для создания сложных товаров и услуг нужна соответствующая среда, а она плохо складывается в атмосфере между «радиоактивным пеплом» и народом-бурундуком. Во-вторых, вы же не даете пока никакой конкретной альтернативы. Наоборот, пугаете людей неизвестностью и двойными сигналами. Типа, вернись в неизвестность и будем выживать вместе. Так себе реклама для возвращения.  Да еще эти постоянные двойные сигналы, где уехавших предлагают то обобрать, то линчевать, то награждать.

А когда нечем привлекать специалистов, то очень заманчиво начинает выглядеть опыт репатриации середины прошлого века с угрозами, махинациями, похищениями. Но тогда возвращённых специалистов можно было отправить работать в НИИ и КБ тюремного типа (более известны как «шарашки»), а как сейчас удержать и заставить работать за копейки инженеров и прочих айтишников?

В стенах «спецтюрем» трудились конструктор ракетно-космической техники Сергей Королёв, авиаконструктор Андрей Туполев, создатель ракетных двигателей Виталий Глушко, инженер-электромеханик Лев Термен, физик-теоретик и нобелевский лауреат Лев Ландау, создатель Останкинской телебашни Николай Никитин. 

В «шарашках» были полностью разработаны истребитель И-5, бомбардировщики Пе-2 и Ту-2, ракетные двигатели РД-1, РД-2 и РД-3, универсальная артиллерийская система 152 мм. Такие успехи выглядят очень заманчиво.

Не исключено, что создание условий по-турчаковски – это и есть возрождение подобных закрытых учреждений, «шарашек», через которые прошли многие советские учёные, инженеры, специалисты. Нашим властям на это хочется ответить фразой из старого анекдота: «Вы или крест снимите, или штаны наденьте».

#Общество #Депутат #Спецпроекты #Аналитика #История России #Политика #Спецоперация #Россияне #Релоканты #США #Россия #Андрей Турчак #Инженеры #Украина #Турчак #НАТО #СВО #Профессионалы #Евросоюз #Работодатели
Подпишитесь