Александр Дыбин
Потенциальную отмену ковидных выплат в медицинском сообществе обсуждали весь 2021 год. На фоне пандемии дополнительные выплаты врачам и медработникам за собой риск и нагрузку подняли доходы до небывалых высот. Это привлекло в ковидные стационары и станции скорой помощи большое количество, в том числе и молодых специалистов. По словам врачей, после высоких зарплат возвращаться к старым рассчеткам было бы болезненно, но сделать это в итоге пришлось. В июле 2022 года правительство изменило порядок начисления ковидных выплат. Вместо 80 тысяч врачам и 50 тысяч среднему медперсоналу за работу с ковидными пациентами теперь начисляется 25% оклада. К тому же эта доплата положена на всем категориям медработников. Еще одна отмена – власти отказались от обеспечения дополнительных страховых гарантий медикам.
«В общем-то было понятно, что такие зарплатные условия не на долго, - рассказал «Новым известиям» бывший сотрудник курганского ковидного стационара Игорь, - в день, когда были озвучены все эти изменения, я и уволился из ковидника, вернулся к старой работе. И так поступили многие».
Бывший сотрудник станции скорой помощи в Магнитогорске (Челябинская область) рассказал, что после отмены выплат зарплаты упали почти в два раза.
«На пике коронавируса за 30 часов в месяц мы получали около 100 тысяч рублей, - сообщил собеседник, - с середины лета, зарплата упала в два раза. Это психологически ударило по молодым сотрудникам, которые пришли на скорую на волне пандемии и просто не видели обычной зарплаты. Работа на скорой всегда позволяла подрабатывать, потому что сутки через трое, кто-то искал дополнительный заработок в других медучреждения, кто-то столярил, кто-то делал ногти. А большие зарплаты позволяли концентрироваться на скорой. Когда таких заработков не стало, естественно это привело к тому, что люди начали массово увольняться. Варианта два, либо уезжают в малые города и села, где действует программа земский доктор (врачу за переезд дают миллион, фельдшеру – полмиллиона, - прим. ред.). Либо меняют регион, так как условия везде разные. Зарплата складывается из массы компонентов, например, стажевые – выплата, которая призвана держать медиков на одном месте. В Магнитогорске она была 15% от оклада, или около 2000 рублей. В другом регионе – уже 40% или около 10 тысяч, это уже мотивация не менять работу. Так врачи и ищут, где условия лучше».
Подтверждает слова коллеги и действующий сотрудник магнитогорской скорой помощи Дмитрий. По его словам, количество бригад после отмены выплат упало почти на треть. Формировать их просто не из кого.
«У нас просело количество бригад, которые вставляются на линию на 30, а по некоторым подстанциям и в 2 раза, все из-за того, что многие уволились. – сообщил он, - это произошло почти сразу же после объявления о прекращении ковидных выплат. В основном – это молодые сотрудники, которые пришли на станции в последние два года. Есть подстанции, где вместо 9 бригад, которые должны быть по нормативу, выставляют по 3-5».
Такая ситуация сказывается на нагрузках на врачей. Особенно тяжело сейчас, когда началась аномально сильная эпидемия гриппа, при том, что никуда не делся ковид.
«Сейчас нагрузка, как во время самых тяжелых месяцев пандемии, - говорит сотрудник скорой, - я состою в нескольких чатах с медиками со всей страны и похожая картина везде, разве что кроме Москвы и Санкт-Петербурга. Там и с зарплатой и с нагрузкой не так остро, в частности, потому что повышение температуры не является основанием для вызова скорой. Многие из тех, кто у нас уволился, ищут варианты в других регионах, например в соседнем Башкортостане или находят варианты с вахтой в северные или сибирские регионы. Кто-то ушел в частные структуры, там может быть зарплата и не намного выше, но нагрузка не такая большая. Люди все-таки чаще срываются из-за нагрузки».
Сотрудник скорой помощи Санкт-Петербурга, активист профсоюза «Действие» Григорий Бобинов отмечает, что в столицах ситуация легче, чем в регионах и под ударом не только медики, но и смежные сотрудники вроде водителей.
«В Петербурге остались губернаторские выплаты, которые будут выплачиваться до конца года. Они положены врачам первичного звена, участковым, скорой помощи, это смягчает ситуацию с отменой федеральных выплат, они не такие, как при ковиде, но в районе 16-25 тысяч рублей дополнительно люди получают, - сообщил Григорий Бобинов. - Это недовольство видим не только мы, с этим, суд по всему связаны и выплаты, которые анонсировали с нового года, их пока не получали, но многие на них надеются. Отмечу, что отмена ковидных выплат более ударила по периферии и кроме врачей пострадали, например, водители скорых. В регионах это большая проблема, когда квалифицированные водители уходят, остаются либо предпенсионеры, либо нанятые по объявлению».
В похожей ситуации и финансовой и в плане нагрузки оказываются сотрудники первичного звена, которые так же потеряли в зарплате, но испытывают огромную нагрузку. И даже сохраненная ковидная выплата положена не всем, так как ее сохранили только врачам, а сейчас обязанности участковых терапевтов зачастую исполняют фельдшеры. Об этом рассказала сотрудница поликлиники из города Троицк Челябинской области. По ее словам, приказ о новых ковидных выплатах составлен так, что получить ее может только врач, а такой специалист на восьмидесятитысячный город только одни.
«У нас 24 участка и только на одном работает врач, остальные – фельдшеры, - говорит сотрудница поликлиники, - только врач и получает доплату в 25% от оклада за ковид. Все остальные – выпали. Раньше эти деньги платил ФСС, а теперь должна платить больница, и ей это просто невыгодно. Но мы и раньше не получали тех денег, которые видели коллеги в других городах и регионах. На пике коронавируса зарплата была 35-40 тысяч, сейчас вернулись к 25. Нам не повезло с администрацией больницы, учреждение уже несколько лет в долгах и никак не может из них выбраться, поэтому экономят на всем, за людей не держатся, если кто-то увольняется, его даже не пытаются задержать, невролога, например, нет уже 10 лет в больнице. При этом мы все знаем, сколько мы должны получать – по нормам – это 40 000 для фельдшера, но такой зарплаты никто не видел».
Речь идет о нормативах нацпроекта «Здравоохранение», по которым средняя зарплата врача должна быть не меньше двух средних зарплат по региону, среднего и младшего медперсонала – одной среднерыночной. Не так давно Росстат опубликовал данные, по которым видно, что большинство регионов не справились с этим нормативом. Так за 9 месяцев 2022 года средняя зарплата врачей 192,4% от средней зарплаты по стране, то есть чуть меньше чем в два раза. В прошлом году этот норматив был почти достигнут - 199,8%. Выполнили задачу только 24 субъекта. Минимальные показатели по зарплатам врачей отмечаются в Мурманской области, Республике Тыва и Забайкальском крае.
Говорят об избирательности в плане выплат и тотально высокой для всех нагрузки сотрудники одной из больниц в Челябинской области.
«Тяжелее всего переносятся переработки, в отличие от скорой помощи, где работают по сменно, мы работаем, что называется, до последнего клиента, - говорит медик, - с утра прием в поликлинике, потом – обход вызовов. Сколько приняли заявок столько и нужно обойти в этот день. Заканчивать работу приходится в 9-10 часов вечера. Ковидные выплаты у нас получают только так называемые ковидные бригады – это сотрудники неотложки. Но и у них масштабы не те, выходит около 4000 в месяц плюсом к зарплате. Но обычные врачи на участках и этого не видят».
Как рассказали «Новым известиям» в профсоюзе «Голос медицины», созданном в 2021 году по инициативе медицинских работников, главной проблемой сообщество считает все же высокие нагрузки.
«Наличие обозначенных проблем подтверждает наш опрос, проведенный среди медицинских работников, - сообщили в профсоюзе «Голос медицины», - было опрошено 3115 человек из 77 регионов России. По мнению 94,5% опрошенных медиков, одной из самых острых проблем является чрезмерная нагрузка. Медикам приходиться работать больше, чем на одну ставку, чтобы как-то содержать семью. Например, в Ульяновской области к нам неоднократно обращались фельдшеры неотложной медицинской помощи. В дежурные сутки одна бригада неотложки должна была принять от 100 до 120 вызовов, для сравнения, летом число вызовов не превышает 30. Такое количество вызовов на имеющееся количество медицинских работников не обеспечивает качественное оказание медицинской помощи пациентам, создает угрозу их жизни и здоровью. Увеличение нагрузки и сокращение времени на оказание медицинской помощи с положенных 15 минут до 5-7 минут, зачастую, приводит к увольнению медицинских работников. Что и произошло в августе-сентябре 2022 года в городе Ульяновске».
Второй проблемой медики называют низкий уровень зарплат. Эту проблему отметили 82,4% опрошенных.
«Действительно, во многих отдаленных от центра регионах заработная плата медика, работающего на одну ставку, не сопоставима с той нагрузкой, которую он испытывает. Например, работники здравоохранения из города Шуя Ивановской области обратились в наш профсоюз как раз из-за проблемы низких заработных плат. Фельдшер скорой помощи в среднем получает 20 тыс. руб. Водитель скорой помощи - 15 тыс. руб», - отметили в профсоюзе.
Кроме того 81,9% опрошенных сообщили, что сами себе покупают медицинские халаты и костюмы, 66,5% сами оплачивают курсы повышения квалификации. 58% медиков говорили о нехватке лекарств, особенно в ФАПах.
«После профсоюзной проверки в БУЗ ВО «Калачеевской РБ» Воронежской области нам удалось добиться того, чтобы в медицинское учреждение поступили лекарства, которых не хватало в сумках-укладках фельдшеров скорой медицинской помощи. Также машины скорой были заправлены кислородом в период пандемии, предоставлены служебные сотовые телефоны взамен неработающих планшетов, - отметили в профсоюзе, - любому работнику, особенно тому, кто постоянно взаимодействует с людьми, важно трудиться в благоприятной атмосфере с соблюдением этики и деонтологии. Но в большинстве случаев, работодатель неуважительно относится к сотруднику и не соблюдает этически нормы. На это указал 61,3% медиков».