Ормузский пролив - это важнейший водный путь для глобальных поставок энергоносителей, соединяющий Персидский залив на юго-западе с Оманским заливом на юго-востоке и далее с открытым океаном.
Предложение перекрыть пролив, пишет Associated Press, поступило от главного редактора газеты «Кайхан» Хоссейни Шариатмадари, который назначается Верховным лидером Ирана аятоллой Али Хаменеи. На Западе считают, что его инициативу, изложенную в редакционной статье, следует рассматривать как пробный шар сторонников жесткой линии.
«Закрытие Ормузского пролива для нефтяных танкеров и коммерческих судов западных стран является законным правом Ирана, - написал Шариатмадари. - Мы можем даже конфисковать часть их коммерческого груза в качестве компенсации за финансовый ущерб, который они нанесли нашей стране».
Как и раньше, аятолла Али Хаменеи уверен, что протесты в связи со смертью 22-летней Махсы Амини, находившейся под стражей в полиции за неправильное ношение головного платка, были спланированы иностранными державами, а не рядовыми гражданами. Их вдохновителями стали США, Израиль и Саудовская Аравия, считают в Тегеране.
Совет ООН по правам человека в ноябре проголосовал за создание миссии по установлению фактов для расследования действий Ирана в отношении протестов. Тегеран заявил, что не будет сотрудничать с миссией из-за ее «политической ангажированности».
Постпред Ирана при ООН Амир Саид Иравани считает, что США «прибегают к кампании по дезинформации и откровенному лицемерию». По словам дипломата, пока иранский народ страдает от санкций, недополучая жизненно важные лекарства и продовольствие, США продолжают использовать «стандартную практику злоупотребления таким ценным понятием, как права человека, и манипулируют платформами и ресурсами ООН для продвижения своей политической повестки».
Между тем иранская правозащитница, лауреат Нобелевской премии мира Ширин Эбади потребовала не просто привлечь к ответственности иранские власти, но и закрыть все посольства в Иране. На такой шаг должны пойти страны, которые считают себя цивилизованными, уверена она.
Агентство Bloomberg напомнило: сразу после похорон Амини в конце сентября в 80 городах Ирана взбунтовались женщины, протестуя против полицейского произвола. Позже к ним присоединилось мужское население страны, в число которых вошли студенты, школьники, а также рабочие, медики и учителя.
За три месяца беспорядков в Иране, только по официальным данным, погибли более 200 человек, тысячи получили ранения.
Amnesty International предупредила, что, по меньшей мере, 28 участников беспорядков ждет виселица. Правозащитники считают, что власти используют смертную казнь в качестве инструмента политических репрессий, чтобы «запугать неверных и положить конец антиправительственным выступлениям».