Эти неутешительные данные публикует сайт Международного энергетического агентства (МЭА). Кроме того, приходится компенсировать возросшие расходы на более длительную транспортировку сырья. В итоге средняя цена барреля нефти Urals в ноябре составила $43 при том, что Brent продавался в среднем по $66,47 за баррель.
Прогнозы экспертов МЭА тоже выглядят неутешительно: ко второму кварталу 2023 года добыча нефти в России по оценке МЭА из-за эмбарго просядет на 14%. И уже в январе 2023 года экспортная пошлина из-за снижения поставок снизится в 1,5 раза относительно среднего значения за последние 3 года и достигнет минимума с июля 2020 года, когда мир переживал пандемию коронавируса.
Добавляет напряжённости к ситуации и установленный странами ЕС и G7 потолок цен на российскую нефть. В таких условиях у правительства РФ было 2 варианта: либо запретить все поставки сырья в страны, принявшие ограничение, и хотя бы на некоторое время взвинтить мировые цены на сырьё, либо тихо согласиться с предложенными условиями и продолжить поставки в прежнем темпе. Вице-премьер Александр Новак решил не рисковать и не обострять отношения с Западом.
Аналитики канала «Кремлевский мамковед» комментируют ситуацию:
«Формально и министр энергетики Николай Шульгинов, и вице-премьер Александр Новак неоднократно утверждали, что Россия ни в коем случае не будет продавать сырьё странам, установившим ограничение цен, однако длительное время не предпринимали конкретных шагов по запрету поставок. Соответственно, в эти угрозы рынок не поверил. Только с начала декабря эталонный сорт Brent подешевел с $86,78 за баррель до нынешних $81,86, а 9 декабря котировки опускались до $75,11 за баррель. И нефтетрейдеры оказались правы: в правительство внесён законопроект, в котором нет абсолютного запрета на экспорт нефти в страны ЕС и G7.
Помимо запрета на поставки нефти в страны, которые присоединились к ограничениям или прописывают в договоре поставки ценовые лимиты, идентичные потолку цен, в проекте присутствует исключение. Поставки всё-таки могут осуществлять по согласованию с правительством. Нельзя, но если очень хочется, то можно. К тому же нет никакого механизма контроля за конечным пунктом назначения нефти. То есть поставки через посредников никто не запретит.
Теперь для потребителей главное не устраивать панику и не разгонять цены. Тогда для них всё останется по-прежнему. Дисконт минимум в $23 за баррель позволит соблюдать установленный потолок цен в $60 долларов за баррель даже с учётом дополнительных расходов на посредников. А правительство РФ будет вынуждено делать вид, что сопротивляется Западу, но продолжать поставки сырья, чтобы хоть как-то компенсировать потери и свести бюджет. Нефтегазовые доходы достигнут запланированных ₽8 трлн только в том случае, если будет добыто не менее 9 млн тонн нефти по средней цене в $65 за баррель. Нерешительность Новака и Шульгинова привели к тому, что нынешние котировки очень далеки от необходимых…»