Posted 12 декабря 2022,, 10:07

Published 12 декабря 2022,, 10:07

Впереди планеты всей: как профанируется в России система научной аттестации

12 декабря 2022, 10:07
Фото: 1МI
В нашей стране высшая аттестационная комиссия передана от ученых в ведение карьерных бюрократов, а кроме того, создана альтернативная система ученых советов, вообще неподконтрольных научному сообществу

Сергей Баймухаметов

Члены «Клуба 1 июля», объединяющего 120 академиков и членов-корреспондентов Российской академии наук опубликовали заявление, в котором, в частности, говорится:

«Упразднение нормальной научной аттестации является очевидным приоритетом «реформаторов», последовательно разрушающих отечественную науку, - говорится в заявлении. - На данный момент Высшая аттестационная комиссия (ВАК) выведена из-под фактического руководства РАН и передана от ученых в ведение карьерных бюрократов. Одновременно создана альтернативная система не-ВАКовских ученых советов, вообще неподконтрольных научному сообществу и освобожденных от общегосударственных критериев качества и стандартизации… По-видимому, важную роль играет именно отсутствие базового образования у многих чиновников…»

К мнению членов «Клуба 1 июля» присоединились и другие ученые, и вполне официальная организация - Отделение математических наук РАН, направившее письмо в Президиум Академии наук. Речь о поправках к закону о науке и государственной научно-технической политике, которые вступили в действие с октября 2022 года. Если говорить кратко, теперь право присуждать ученые степени получают более 100 (ста) «научных организаций, которые являются национальными исследовательскими центрами либо имеют статус государственного научного центра, а также научные организации и образовательные организации высшего образования, которые достигли высоких результатов в научной и (или) научно-технической деятельности, обладают авторитетом в вопросах подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации».

Как мрачно сыронизировал академик-математик Борис Кашин: «Поди докажи, у которого из них нет авторитета».

А другой академик, физик Алексей Хохлов, считает, что закон принимался вообще без консультаций, без учета мнения ученых: «Эти поправки прошли быстро и незаметно. Во всяком случае, мне не известно, чтобы они направлялись в Российскую академию наук. Между тем, позиция РАН по этому вопросу известна. Еще пять лет назад, в постановлении Президиума РАН № 187 от 14.11.2017 говорилось о том, что расширение круга организаций с правом самостоятельного присуждения ученых степеней «может привести к резкому увеличению фальсифицированных диссертаций, девальвации всех ученых степеней, разрушению выстроенной десятилетиями системы аттестации научных кадров».

Так ведь она давно разрушена. Этому сражению ученых с бюрократией и коррупцией вот уже почти 30 лет. Можно считать, что с принятием нового закона оно проиграно окончательно. В советские времена право утверждать ученые степени имела только Высшая аттестационная комиссия. С наступлением «демократии» строгие критерии стали размываться. Стать «учеными» возжелали чиновники и политики.

Иван Рыбкин, выпускник сельхозинститута, в 1994 году заняв должность председателем Госдумы, в 1995-м стал сразу доктором политических наук.

Председатель ЛДПР Владимир Жириновский (ныне покойный) в 1998 году защитил диссертацию на соискание степени доктора философских наук.

Знаменитый борец тяжелого веса Александр Карелин, получив в 1995-м звание полковника налоговой полиции, в 1998-м стал кандидатом, а в 2002-м, будучи уже депутатом Госдумы - доктором педагогических наук.

Любовь Слиска, в 2000 году заняв должность заместителя председателя Госдумы, в 2001-м стала кандидатом исторических наук.

Борис Грызлов, заняв должность министра внутренних дел в марте 2001 года, в мае стал кандидатом политических наук.

А чем провинция «хуже»? В 2004 году в популярной газете было опубликовано интервью с вице-премьером одной из автономных республик:

- Какое у вас образование?

- Высшее юридическое. Заканчиваю. Экзамены сдаю.

- Какие?

- Как это - какие? Экзамены, и все.

- А как называется институт, который вы заканчиваете?

– Филиал Московского института бизнеса. Юридический, то есть.

- Какая у вас специализация?

- Юрист я.

- А диплом по какому праву? Уголовному? Гражданскому?

- Забыл. Тему записал, но забыл. Событий сейчас много…

Через два года он стал премьер-министром и защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук.

Дальше - больше. В 2010 году власти Ульяновской области предписали местному чиновничеству защитить к 2014 году диссертации, обзавестись учеными степенями. Поголовно?

И Москва, разумеется, не отставала. В 2013-м комиссия министерства образования и науки проверила 19 докторских и 6 кандидатских диссертаций по истории, защищенных в Московском педагогическом университете с 2007 года, и установила: «Массовые фальсификации… поставлена на поток работа по изготовлению фиктивных диссертаций… наличие устоявшихся связей» и т.д.

Высшая аттестационная комиссия (ВАК) в СССР была отдельной структурой при Совете Министров СССР. И оставалась такой в РФ - до 1998 года. Затем ее подчинили министерству образования и науки.

С 2016 по 2020 год право самостоятельного (вне ВАК) присуждения ученых степеней получили 29 организаций.

И вот теперь их количество расширяется до 100 (ста) и более.

С победой «капитализма» в России ученая степень для бизнесменов и политиков стала чем-то вроде «малинового пиджака» для «братков» в 1990-е годы. «Братков» упоминаю не случайно. Двадцать с лишним лет назад в криминальном мире возникла мода - обзаводиться учеными степенями. Но мода вспыхнула - и угасла. Видно, уголовники признали, что все это, на их языке - туфта. Никакого почета.

В общем, если обозреть многие другие сферы российского бытия, то и наука - не исключение. Вот уйдут последние из могикан, даже протестовать против профанации будет некому - и мы станем страной сплошных кандидатов и докторов наук. Первой в мире по количеству ученых.