Posted 9 декабря 2022, 09:13
Published 9 декабря 2022, 09:13
Modified 23 декабря 2022, 13:55
Updated 23 декабря 2022, 13:55
Иван Зубов
В последнее время все больше стран задумывается о новой стратегии в промышленной политике с учетом энергетического кризиса и перехода к низкоуглеродной экономике, причем многие уже сильно опаздывают в этом процессе.
Исполнительный директор Международного энергетического агентства (МЭА) Фатих Бироль в своей статье в Financial Times высказывает опасения по поводу перспектив европейской промышленности в связи с жесточайшим энергетическим кризисом, который она переживает сегодня. По мнению эксперта, этот кризис может подорвать способность Европы конкурировать на мировой арене. И напоминает, что США со своим Законом о снижении инфляции (IRA) уже вкладывают сотни миллиардов долларов в «зеленую» энергетику и обрабатывающую промышленность будущего, Китай лидирует в развитии внутреннего производства экологически чистых энергетических технологий, а Япония, Корея и Индия продвигают увеличение инвестиций и поддержки в этом направлении.
Бизнес-модель многих европейских отраслей же на протяжении десятилетий основывалась на наличии большого количества дешевой российской энергии. И теперь, чтобы остаться на плаву, региону нужно найти новое конкурентное преимущество, ориентируясь на низкоуглеродное производство, значение которого будет только расти.
По мнению директора МЭА, Европа уже доказала, что может быть лидером в области ветроэнергетики, но вот в области производства электромобилей и аккумуляторов, к примеру, без серьезной господдержки конкурировать с США, Китаем и Японией она не сможет.
Стоит ли говорить, что новая промышленная стратегия нужна и России, уверены эксперты канала «Бла-бла-номика»:
«Сейчас поддержка ряда отраслей осуществляется скорее по принципу экстренного решения острых проблем. А необходимо концептуальное видение — какой мы хотим видеть нашу промышленность через 5, 10 или 20 лет. И нужна целенаправленная поддержка приоритетных для развития отраслей. Иначе в светлое безуглеродное будущее нам придется въезжать разве что на китайском электромобиле…»