Александр Сычев
Новый корабль прикомандировали ко Второму флоту США, в зону ответственности которого входит северная часть Атлантического океана.
Авианосец сопровождают ракетный крейсер Normandy класса Ticonderoga, ударная атомная подлодка класса Ohio, три эсминца Ramage, McFaul и Thomas Hudner класса Arleigh Burke, эсминец береговой охраны Hamilton класса Legend, танкер USNS Joshua Humphreys и сухогруз с боеприпасами Robert E. Peary, а также другие корабли.
На палубе атомного авианосца разместились самолеты Восьмого авиакрыла, в состав которого номинально входят 90 F-18 E/F Super Hornets, F-35С, E-2D Advanced Hawkeyes и EA-18G Growlers, а также вертолеты MH-60 Sierra и MH-60 Sea Hawk.
Впрочем, судя по уклончивым заявлениям представителей флота, в Европу авиакрыло отправилось не в полном составе. Это связано с тем, очевидно, что авианосец еще не полностью прошел сертификацию. Например, из 11 грузовых лифтов с электромагнитным приводом, сертификаты годности получили только пять. Остальные лишь недавно отремонтировали, и они проходят испытания. Их задействуют для перемещения военных грузов 20 раз в день.
Заложенный в ноябре 2009 года и спущенный на воду четыре года спустя, в октябре 2013-го, авианосец USS Gerald Ford оказался чрезвычайно проблематичным изделием. Ситуацию не спасло даже то, что корабль впервые в американском судостроении проектировался в системе 3D-дизайн, которая автоматически выявляет нестыковки.
Девять лет кораблестроители налаживали работу всех его систем. Это коснулось оружейных лифтов, электромагнитных катапульт и даже системы удаления отходов жизнедеятельности человека. А радары оказались настолько проблематичными, что для будущих кораблей класса Gerald Ford решено разработать совершенно новый набор. В своем отчете раздосадованные члены правительственного надзора даже написали, что этот авианосец – «пример того, как не надо строить корабли».
Почти 18 млрд долларов уже потратили и еще неизвестно, сколько уйдет на доводку. И это – стоимость только авианосца. Авиакрыло и корабли сопровождения легко потянут еще на 10 млрд долларов. Во всяком случае, уже сейчас Gerald Ford почти в три раза дороже своего предшественника – авианосца Nimitz, хотя по водоизмещению, если подходить формально, практически такой же – 100 тыс. тонн, да и по количеству авиации на борту.
Но, возможно, проблемы возникли из-за примененных новых технологий. В общей сложности их 23. Прежде всего, следует упомянуть два новых реактора A1B, разработанных для этого авианосца. Они производят на 25% больше электроэнергии, чем энергоустановка авианосца предыдущего поколения, а трудоемкость обслуживания сократилась наполовину. Вырабатываемой энергии достаточно для ходовых двигателей и всего оборудования, включая перспективное оружие, в частности, лазеры. Реактор может работать без замены топливных стержней в течение 50 лет. Это первый ядерный реактор, который не потребует перезагрузки топлива за все время службы авианосца.
При создании корабля особое значение придавалось автоматизации всех процессов. Трудоемкость технического обслуживания устройств и систем авианосца снижена на 30%, что позволило сократить экипаж, по сравнению с Nimitz, на 500—900 человек. Цифра окончательно еще не уточнена. Реальный размер требуемого экипажа покажет эксплуатация корабля.
На USS Gerald Ford впервые вместо паровых катапульт C-13 установили электромагнитные. Эта катапульта позволяет разгонять самолеты более плавно, а, следовательно, избегать слишком сильных нагрузок на конструкцию летательного аппарата и, соответственно, поломок. В результате, по сравнению с авианосцами типа Nimitz, число самолетовылетов увеличилось с 140 до 160 в день, а в кризисных ситуациях – до 220.
Радар контролеры забраковали, но для полноты картины о нем следует рассказать немного. Основой радиоэлектронного оборудования авианосца стала двухдиапазонная радиолокационная система DBR, в которую входят многофункциональный радар AN/SPY-3, работающий в X-диапазоне (его создала компания Raytheon Technologies) и радар объемного обзора VSR компания Lockheed Martin, работающий в S-диапазоне. AN/SPY-3 осуществляет обнаружение и сопровождение целей, управление ракетами и подсветку цели на конечном участке траектории ракет-перехватчиков. VSR выполняет роль дальнего обзора и целеуказания для других радаров и систем оружия.
В прошлом году авианосец подвергли серии суровых испытаний. Вблизи корабля взорвали в общей сложности около 18 тонн взрывчатки. Корпус выдержал возникавшие в результате взрывов сильные гидравлические удары. Авиакрыло выполнило 3480 взлетов и посадок, в том числе 324 с использованием катапульт и авиафинишера, а 50 пилотов и командир авианосца капитан Джей Джей Каммингс получили разрешение на работу с кораблем.
Первоначально предполагалось, что USS Gerald Ford станет первым из десяти супер-авианосцев. Однако проблемы с кораблем и сомнения в целесообразности создания таких дорогостоящих платформ в связи с появлением более совершенного противокорабельного оружия, привели к тому, что сегодня в США говорят пока только о трех новых авианосцах этого класса. В 2024 году к нему должен присоединиться другой президент John F. Kennedy, в 2028 году – USS Enterprise («Смелость»), а в 2032-м – Dorris Miller. Миллер не был президентом. Он был просто моряком, участником Второй мировой войны, но первым афроамериканцем, получившим Военно-морской крест.
Первый авианосец в ВМС США появился сто лет назад. Это был USS Langley. Тогда новинку восприняли в мире с недоумением. Но ставка на авианосцы объяснялась географией. США удалены от основных исторических театров военных действий, прежде всего, Европы и Юго-Восточной Азии. Поршневая авиация не могла долететь туда с аэродромов в США, а сказать свое слово Вашингтону очень хотелось. Требовались площадки в непосредственной близости, чтобы наносить авиаудары по целям на территории противника. Авианосцы стали мобильными аэродромами, реальная мощь и значение которых обусловлена наличием авиакрыла.
Сегодня ВМС США располагают 11 авианосцами, десять из которых – класса Nimitz. В Вашингтоне их, по-прежнему, рассматривают центральным элементом боевой мощи своего флота. А еще они служат эффектным средством демонстрации могущества США. И хотя нынешние авианосцы больше и современнее, одновременно они стали уязвимее.
Появились высокоточные баллистические противокорабельные и крылатые ракеты, а также гиперзвуковое оружие. Американские эксперты, подвергающие ревизии американскую веру в дорогостоящие авианосцы, приводят в пример российскую гиперзвуковую ракету «Кинжал», защититься от которой нечем. А значит, большие авианосцы становятся доступной мишенью, где бы они ни находились.
Быстро растет угроза и со стороны беспилотных надводных, подводных и летающих аппаратов. Так что, будущее морских аэродромов становится все более невнятным. Впрочем, большинство в Вашингтоне считает, что ничего не изменится. Гордость американского флота, авианосцы, останутся востребованными, надо только шагать в ногу с новыми технологиями нанесения и отражения ударов.
В Европу Gerald Ford со своей свитой из 17 кораблей прибудет в середине ноября. Для всех запланирована серия учений в Атлантике. В них примут участие сухопутные подразделения и корабли Канады, Дании, Франции, Германии, Нидерландов, Испании, а также Финляндии и Швеции. В программу включены, в частности, учения по противовоздушной обороне, нанесению дальних ударов с моря, распределенные морские операции, учения по противолодочной обороне. Корабли будут отрабатывать взаимодействие с союзниками и так далее.
Будет ли авианосец заходить в Балтийское море, не сообщается. Вкладывают ли американцы какое-то особое значение в дислокацию нового авианосца в Северной Атлантике? И да, и нет. Командующий Вторым флотом США вице-адмирал Дэн Дуайер сформулировал отправку авианосца в Европу так: «Атлантика – зона наших стратегических интересов... Наша главная цель – способствовать установлению мира, стабильности и бесконфликтности в Атлантическом регионе с помощью объединенной военно-морской мощи наших союзников и партнеров». По сути дела, ничего конкретного не сказал.
Оказывают ли США психологическое давление на Россию? Безусловно. Ударная группа мощная. Выходит в зону оперативных действий в непосредственной близости от России. Группа заточена на поддержание боевых операций на суше и может представлять серьезную опасность, если в Вашингтоне не исключают прямого вмешательства своих вооруженных сил или сил членов НАТО в конфликт в Украине. Но тогда авианосная группа станет одной из первых целей для ответного удара.
Изменилось ли соотношение сил в Европе? По большому счету – нет. Еще совсем недавно в составе Второго флота числились пять авианосных групп. В 2012 году авианосец USS Enterprise списали. Так что, USS Gerald R. Ford всего лишь восполняет потерю.
К тому же, большая часть американских авианосцев, кроме USS Ronald Reagan, который приписан к Йокосуке (Япония), постоянно базируются в США. Схема их действий выглядит так. По меньшей мере три авианосца находятся в различных точках Мирового океана. В данный момент, согласно мониторингу Морского института США, вдали от родных берегов развернуты три авианосные ударные группы: USS Gerald Ford – в Канаде, откуда отправится в Европу, USS George H. W. Bush – в Средиземном море, и USS Ronald Reagan – в Японии.
Еще три, как правило, либо возвращаются после развертывания на базу, либо готовятся к выходу в море по ротации. На остальных проводят ремонт или работы по модернизации. А это занимает от двух до четырех лет.