Для российской молодежи показательным фактом является ее недовольство справедливостью российских реалий. Канал BRIEF приводит социологические данные, которые подтверждают этот тезис.
Оказывается, что практически две трети молодых россиян в возрасте 18–35 лет считают устройство жизни в России несправедливым (65,9%, в том числе 18,4% полагают, что оно безусловно несправедливо). «Эта доля лишь немногим ниже, чем среди взрослых россиян (69,8%). Разочарование в устройстве российского общества в этом отношении нарастает по мере взросления», – делают выводы социологи. Парадоксально, но в стандартных соцопросах о положении дел на вопрос «в правильном или неправильном направлении движется страна», больше половины молодежи и старшего поколения отвечают, что «в правильном». Причем, по последним опросам, доля тех, кто считает, что страна движется в правильном направлении, перевалила за 68%.
Как совместить такие ответы с доминирующими представлениями о несправедливости жизни в РФ, социологи пока не объясняют, однако у сетевых экспертов нашелся ответ на этот вопрос. К примеру, историк и социолог Камиль Галеев обращает внимание на причудливую психологическую особенность отечественного обывателя, назвав ее crab mentality (англ: ментальность краба).
В современной России, она, по его мнению, приняла совершенно гротескные формы:
«Я не знаю, пожалуй, ни одного другого народа на этих широтах, поведение которого до такой же степени напоминает поведение крабов в ведре. Давно замечено: русский, стремящийся выбраться из общей задницы, рискует навлечь на себя крайнюю вражду. И вражду, конечно, не Ротшильдов с Рокфеллерами, а в первую очередь других же русских. Многие европейцы, имевшие дело с россиянами в реальной жизни, удивлялись этому феномену. Мол турки/поляки/вьетнамцы по умолчанию продвигают любых других поляков и вьетнамцев. А у русских, скорее, наоборот. А между тем, откуда это крабовое сознание проистекает? Возьмусь на себя смелость утверждать, что из двух фундаментальных императивов русского сознания. Речь идет о стремлении к Равенству и Справедливости. Краб, стремящийся выбраться из ведра, нарушает оба этих принципа. Поэтому остальные постараются затащить его обратно. Равенство и справедливость - это два кита, на которых покоится беспросветная задница русского бытия…»
Журналист Павел Пряников, в принципе соглашаясь с Галеевым, добавляет:
«Только я бы эти два понятия – равенство и справедливость – уложил в один: уравниловка. Обращусь к работе ученых Института социологии РАН о малых городах. Социологи в них фиксируют как раз самый большой запрос на эту уравниловку. Это видно по диаграмме.
«Самооценка уровня материального благополучия и своего положения в обществе тесно связана с распространёнными в современном российском обществе представлениями о справедливости. Исследование показало, что подавляющее большинство жителей малых городов считает современное российское общество в целом устроенным несправедливо. Этой точки зрения придерживается 66,3% участников опроса», - пишут они.
Думаю, это всё идёт из рецидива крестьянской общины с её земельной уравниловкой и круговой порукой (а потом из колхозной системы).
Но при этом такие установки всё же постепенно уходят. Та же работа ИС РАН показывает, что только 20% молодёжи хотят остаться в глубинке. Большинство желают уехать в мегаполис за «успехом».
«А вот один из комментаторов под ником ТАУ считает, что все и так равны между собой, а различаются только сферой приложения своих способностей. А потому разговоры про несправедливость не имеют под собой основания:
«В высшие учебные заведения должны идти дети только по результатам знаний этого ребёнка. Как было в СССР. Конечно и тогда были те, кто попадал по блату, но это были единицы (то есть, единицы тупых), а сейчас их море. С платным образованием скоро не будет ни врачей, ни профессоров, одни дебилы. Ни каждому человеку нужно высшее образование. Возможно, человек имеет прекрасные способности шить удобную и красивую обувь, ему нужна профессиональная школа. Кто-то превосходно готовит вкусную еду и создаёт шедевры в области кулинарии. И так далее…Любая рабочая профессия требует таланта, данного человеку при рождении. Зачем молодому человеку губить этот талант профессиями не его способностей, да ещё и высшим образованием. Такие дети в институтах и университетах даже на многие лекции не ходят.
Считаю, что многим детям достаточно 9 классов образования и дальше им лучше по своим талантам продолжить обучение в профессиональных училищах, техникумах. Так как многие дети в 10 и 11 классах гоняют балду, ленятся вместо того, чтобы обучаться профессиональным навыкам. Так мы взращиваем ленивое, глупое поколение.
На мой взгляд нужно поднимать престиж рабочих профессий. Должны быть специалисты трудовых направлений. ВУЗы нужны, но только для людей кто не только имеет талант при рождении, но и способности к дальнейшему обучению для знаний, которые он будет давать людям. Даже ремесленник после училища, техникума может продолжить образование в вузе по своей специальности, если ему это будет нужно…»