Posted 4 августа 2022,, 09:08

Published 4 августа 2022,, 09:08

Израильские ученые создали первые в мире синтетические эмбрионы

4 августа 2022, 09:08
Фото: Weizmann Institute / The Guardian
В будущем это поможет выращивать ткани и органы для трансплантации.

Ученые из Института Вейцмана (Израиль) сумели создать из стволовых клеток мышей эмбрионоподобные структуры, в которых имелись сердце, зачатки мозга и кишечный тракт, сообщает The Guardian. Во время эксперимента не понадобилось ни спермы, ни яйцеклеток – клетки самостоятельно организовались в эмбрион. При этом в синтетическом эмбрионе наличествовали такие приметы естественного, как плацента и желточный мешок.

Новая работа израильтян основывалась на их прошлогоднем эксперименте, в ходе которого они создали механическую матку, несколько дней выращивавшую мышиные эмбрионы. На сей раз они использовали эту «матку», чтобы вырастить стволовые клетки мыши. Некоторые из клеток были предварительно обработаны химическими веществами, запустившими генетические программы для развития в плаценту или желточный мешок, другие росли без вмешательства.

Большинство стволовых клеток не смогли сформировать эмбрионоподобные структуры. Однако около 0,5% из них образовали небольшие шарики, из которых выросли отдельные ткани и органы – функционирующие, по наблюдениям ученых. По сравнению с натуральными эмбрионами синтетические с точки зрения внутренней структуры и генетических профилей клеток были на 95% идентичными. У них также не было потенциала для развития в живых животных – в этом смысле они не были «настоящими».

Речь пока не идет о создании синтетических эмбрионов человека. В большинстве стран такая работа считается этически неприемлемой и находится под запретом. Цель ученых – найти новые способы создания клеток и тканей для трансплантации. Например, научиться преобразовывать клетки кожи больного лейкемией в стволовые клетки костного мозга и излечить его таким образом от болезни.

Работа опубликована в журнале Cell.