Петербург берут в мусорное кольцо. Жители собирают митинги

29 июня 2022, 14:11
Вокруг Санкт-Петербурга планируют построить сеть мусороперерабатывающих предприятий. Инвестор уверяет, что это поможет пускать в повторное использование максимум отходов мегаполиса. Но жители поселков, рядом с которыми должны появиться мусорные заводы, в это не верят. И у них есть для этого основания.

Александр Дыбин, Петербург

На минувшей неделе в Ленинградской области прошли несколько акций протеста против строительства мусороперерабатывающих комплексов в пригородах Северной столицы. Так в поселке Первомайский севернее Петербурга власти сначала выдали разрешение на проведении уличной акции. Но за день до мероприятия, разрешение отозвали, сославшись на то, что прорвало трубу. Однако оповестить всех желающий не успели, люди все равно пришли, но вместо митинга пришлось провести сбор подписей. Аналогичные акции провели в поселке Разметелево и городе Кировск, что восточнее Петербурга. А жители поселка Оржицы, расположенного юго-западнее города, записали видеообращение, адресованное председателю совета директоров «Интер РАО» Игорю Сечину и гендиректору корпорации Борису Ковальчуку. Эта компания является учредителем «Невского экологического оператора» (НЭО), который собирается строить возле поселка комплекс переработки отходов.

Что не нравится жителям

В 2022 году в Петербурге и Ленинградской области стартовала мусорная реформа, которая уже два года реализуется в других регионах России. Ответственным за вывоз отходов в Северной столице стал регоператор – компания НЭО. В городе со скрипом и мусорным коллапсом сменили подрядчиков по вывозу отходов. Сейчас процесс вывоза отлажен. Но пока его везут на старые полигоны в Ленобласти. По логике реформы, весь мусор должен проходить через мусороперерабатывающие комплексы (КПО), которые будут изымать полезные фракции и отправлять их на переработку, а остальное перерабатывать в РДФ-топливо. НЭО объявило о планах построить пять таких заводов: два на территории города, три - в Ленинградской области. Именно эти три объекта стали самыми проблемными. Ленобласть предложила регопратору три локации – бывшие карьеры, которые предложено рекультивировать хвостами, оставшимися от переработки мусора. Но все три точки выбраны крайне неудачно – недалеко от города, среди густонаселенных поселков и садовых товариществ, рядом с ценными природными объектами. Очень быстро вокруг каждого из заводов образовались протестные группы, которые намерены бороться с мусорными предприятиями всеми доступными способами, в том числе и в судах.

Мусорный завод в Первомайском

Комплекс переработки отходов в районе поселка Первомайское предложили разместить на базе заброшенного карьера. Но за фразой «мусорный завод» скрываются планы на территорию в 60 га, где разместится полигон для хранения хвостов, а так же 2,7 га под отстойники для фильтрата. Объект сможет принимать 150 тысяч тонн отходов в год.

Жители соседних поселков и садоводств говорят, что завод будет расположен слишком близко к населенным пунктам. В зоне влияния завода живет более 10 тысяч человек. А полигон и пруды для фильтрата несут угрозу для рек Сестра и Подгорная и ряда озер. Так же в орбиту влияния завода может попасть одни из самых престижных и дорогих районов Петербурга - Курортный.

«Жители категорически против такого соседства и, думаю, что будут еще протесты, - говорит житель поселка Ольшанники Алексей Горячев, - против завода говорит целый ряд факторов. Площадка расположена на возвышенности, рядом водоносные горизонты. В случае любой утечки фильтрата, все это пойдет в реки и озера, а так же скважины. Нам долгое время говорили про производство топлива из мусора, но теперь показали проект, что предполагается большое поле для хранения. Значит, речь идет именно про полигон, а не один завод. И все это будет на песчаной почве и на возвышенности. Во всех публикациях от администрации области говорится, что ближайший поселок Ольшанники расположено в 10 километрах, но на самом деле – в шести. Мы и так испытываем проблемы из-за соседства с птицефабрикой, а размещение полигона сделает жизнь невыносимой».

Полигон в Дубровке

Еще один объект – это полигон в районе поселка Дубровка, расположенный в ближайшем восточном пригороде Петербурга. Здесь ситуация аналогичная: обещали завод, а когда дошло дело до официальных документов, выяснилось, что под размещение хвостов на десятках гектаров.

По словам активистки Ларисы Мухиной, жители готовы начать экспертизу проектов, но пока не получили документы от властей и регоператора. Чтобы выбить необходимую документацию, люди готовы идти в суды.

«Зачем нам нужен полигон под окнами? – говорит Лариса Мухина, - под видом завода делают полигон на 90 га, да еще и в обводненном карьере. Насколько мы видим, никто не изучал гидрологию этого объекта. Еще во время разработки задели водоносный слой и вода идет из земли. Как его осушить теперь? А в проекте пишут, что это дождевая вода. Мы все живем с колодцами и скважинами, зачем нам такой объект рядом? Так вышло, что среди жителей есть профильные специалисты, которые могут все это оценить. То, что нам предлагают в концепции - это обеспечивает доход регоператора, а не реформу. Правительство с экранов говорит, что нужно улучшить окружающую среду, а мы видим диаметрально противоположные действия».

Активистка полагает, что регоператору нужно в принципе пересмотреть концепцию, потому что пока она дает возможности для того, чтобы захоранивать большие объемы мусора, а не делать упор на сортировку и переработку.

«Надо упирать на раздельный сбор и переработку, - говорит Лариса Мухина, - а не создавать новые полигоны взамен старых. Сейчас, если посчитать все полигоны Ленобласти, то их площадь доходит до 1000 га. Реальность не совпадает со словами. Что в нашей мусорной реформе реформаторского? РДФ-топливо, о котором говорят, никому не нужно. Говорят о том, что будет технология компостирования. В пример приводят КПО «Нева» в Московской области. Там как раз было нарушение технологии, народ потравился, а завод получил штраф 5000 рублей. Все разговоры про сортировку – это имитация. Все зачатки раздельного сбора в Петербурге убили, переработчиков не поддерживают. А все потому что территориальной схемой обращения с отходами предусмотрен смешанный поток отходов, за который регоператор получает плату. Кто же откажется от денег? Мыши протии сыра не воют».

Лариса Мухина говорит, что жители не против мусороперерабатывающего завода как такового, но против проекта в нынешнем виде, которые предполагает еще и полигон, и использование небезопасных технологий. Жители собрали 850 подписей, который направили всем курирующим федеральным чиновникам: вице-премьеру Виктории Абрамченко и другим профильным ведомствам.

Завод возле деревни Оржицы

С этим объектом в Ломоносовском районе Ленинградской области все точно так же, как и с предыдущими двумя: заброшенный карьер и недовольные жители. Добавляется только еще один природно-исторический нюанс. Мусорный объект предложено разместить рядом с питьевым источником Ораниенбаума и Кронштадта. Кроме того, рядом расположено болото, в котором берут истоки ручьи, питающие фонтаны Петергофа. С прошедшей зимы жители регулярно собираются на массовые сходы, требуя полностью отказаться от мусорных планов в этом месте.

Самая свежая акция – видеообращение к председателю совета директоров «Интер РАО» Игорю Сечину и гендиректору корпорации Борису Ковальчуку, которые как считают жители, могут повлиять на планы своей «дочки», компании НЭО.

«Мы обращаемся к вам не только как к топ-менеджерам госкорпорации, но и как к коренным ленинградцам, - говорят жители Оржиц. - сразу после окончания Великой Отечественной войны, когда разрабатывались проекты восстановления Петергофа, почти полностью разрушенного за время боевых действий, рассматривались и варианты отказа от восстановления водопроводной системы. Время было тяжелое, страна в руинах, подобное решение вполне могло быть объяснимо. Но даже тогда значение вечных ценностей превысило сиюминутную выгоду».

Ищи кому выгодно

По словам эко-активиста Касимира Врански, главный источник мусорных протестов вокруг Петербурга – отсутствие диалога с жителями и постоянные недомолвки со стороны властей и кураторов проектов:

«Митинги говорят, что у людей есть запрос на общение с властями, у людей нет ответов и понимания, что происходит, какие технологии будут, применяться, что будут строить, - говорит эксперт. – Что это в конечном счет будет? Свалки или заводы? Никто однозначного ответа не дает. Это главный страх, он подпитывается молчанием. Людям надо все объяснять, попытки со стороны регоператора есть, но они вялые и продвигаются медленно. Прошли общественные слушания, есть много предложений, стоящих вариантов, которые можно хотя бы обсудить. Но никакой реакции на это нету. У людей перед глазами примеры других регионов, когда обещали раздельный сбор и переработку, а в итоге построили новые свалки. Важный аспект – это выделены большие площади. Зачем вам столько, если заявляется маленький завод? Из-за этого доверие к власти нулевое».

По словам эксперта, если разбираться в доступной документации, то возникает масса вопросов в целесообразности. Например, зачем возить мусор из Петербурга за 50 километров, чтобы отсортировать мусор и везти обратно в город вторсырье? Не проще наладить сортировку в городе. А везти на завод только то, что нельзя использовать вторично? Это логичные вопросы, но не для тех, кто будет включать затраты на транспортное плечо в тариф и собирать за это деньги с жителей.

«Люди предлагают, как бы это все сделать подешевле. Как ни крути, вся эта реформа идет на деньги налогоплательщиков», - говорит Касимир Врански.

Другой важный интересант в этом процессе – это Ленинградская область и ее мусорный бизнес. В огромном мусорном пироге существенную долю доходов составляют не столько перевозки, сколько захоронение. Чем больше мусора примет полигон, тем больше денег получит его владелец. При этом, места для размещения заводов НЭО предоставила именно Ленобласть. Чем дольше регоператор будет ломать зубы об эти заброшенные карьеры, тем дольше будет сохраняться статус-кво с огромными потоками питерского мусора, идущего на полигоны Ленобласти.

Что говорит регоператор

Как сообщили «Новым известиям» в пресс-службе «Невского экологического оператора», по двум комплексам переработки отходов в Первомайском и Дубровке уже проведены процедуры общественного обсуждения проектной документации в части оценки воздействия на окружающую среду.

«Следующим этапом является государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) проектной документации, куда направляются, в том числе, все замечания, поступившие в ходе общественных обсуждений. На основании представленных материалов экспертная комиссия государственной экологической экспертизы должна сделать выводы о возможных рисках для окружающей среды и достаточности предлагаемых технических решений. После получения заключения ГЭЭ совместно с правительством Ленинградской области будут определены дальнейшие шаги по реализации указанных проектов», - уточнили в НЭО.

По поводу строительства завода в Ломоносовском районе Ленинградской области пока решений нет.

«Позиция не определена, ввиду недостаточности исходных данных для принятия решения. Мы дополнительно изучаем ситуацию с учетом замечаний экспертов и общественности по поводу возможного негативного воздействия на близлежащие водные объекты, питающее, в том числе, водоподводящую систему Петергофа. В настоящее время по этой территории согласован проект освоения лесов и проводится проведение инженерных изысканий, по результатам которых будет приниматься решение о целесообразности проектирования данного объекта», - уточнили в НЭО.

При этом в компании отметили, что пока Ленобласть не предлагает других мест для размещения мусорных заводов, и если региональные власти предложат альтернативные варианты, компания готова их рассмотреть.

«Невский экологический оператор готов поддерживать любые конструктивные форматы взаимодействия с жителями», - заключили в компании.

#Мусор #Протесты #Аналитика #Санкт-Петербург #Мусорная реформа #Ленинградская область #Конфликт #Отходы
Подпишитесь