Posted 12 мая 2022, 10:58

Published 12 мая 2022, 10:58

Modified 7 марта, 12:16

Updated 7 марта, 12:16

Буллинг в школах: как остановить травлю и преследования детей

12 мая 2022, 10:58
Сюжет
Насилие
45 процентов школьников в России сталкиваются в той или иной форме с травлей и унижениями, которые в мировой практике получили название "буллинг". При этом речь идет как о физическом воздействии, так и о психологическом издевательстве над школьниками силами самих школьников. Можно ли бороться с этой напастью?

Примечание: 16 декабря 2022 г. Дмитрий Давыдов признан иноагентом по решению Минюста РФ.

Автор проекта "20 идей по развитию России" Дмитрий Давыдов считает, что буллинг преодолим, но для этого надо объединить усилия государства, педагогов, родителей и самих школьников, обеспечив законодательную поддержку. А что именно делать, подсказывает мировой опыт.

Иван Петровский

ЧТО СЧИТАТЬ БУЛЛИНГОМ

Конфликты между детьми были всегда и во все времена. В элитном английском интернате могли побить школьника его же более сильные или старшие товарищи, как и в деревенской школе тропической Африки. Однако буллинг - это не разовая стычка, а травля, запугивание, издевательство продолжительное и систематическое одного человека или группы над взрослым или ребенком. Важно понимать, что речь идет об умышленном причинении психологического и физического вреда.

Отсюда и более чем плачевные результаты буллинга, - многие люди, испытав систематические унижения в детстве, несут эту психическую травму на протяжении всей жизни. Одни теряют самооценку и уверенность в собственных силах, другие, становятся социофобами и отвечают на любые действия окружающих неумеренной агрессией и насилием, словно бы мстя за прошлые обиды.

Каждый третий ребёнок в России сталкивался с буллингом в школе, при этом каждый десятый никому об этом не говорил. Ещё около 10% ребят участвовали в буллинге как агрессоры или свидетели. Такие данные в конце 2020 приводили в Общероссийском народном фронте.

Агентство «Михайлов и Партнеры. Аналитика» (данные приводятся в издании «Педсовет») выявило ещё более пугающие показатели:

  • 52% ребят в возрасте 10-18 лет были жертвами буллинг;
  • 32% страдали от психологической травли, а 26,6% – от физической;
  • 15,2% – не станут говорить о происходящем ни родственникам, ни учителям, ни друзьям;
  • лишь 0,5% детей готово идти в полицию.

Но один из самых сенсационных выводов сделали социологи ВШЭ. Оказалось, что в процентном отношении жертвами буллинга выступают в первую очередь учителя российских школ!

Согласно исследованию ВШЭ 2018 года, минимум 70% российских учителей сами сталкивались с каким-либо видом травли: их дразнили, придумывали им клички, игнорировали, обсуждали их личную жизнь, демонстрировали презрение взглядами или жестами, дети специально и систематически на уроках нарушали дисциплину и отказывались выполнять требования преподавателей. Каждый второй учитель получал угрозы от учеников. Треть — слышали или получали в свой адрес высказывания интимного характера. А с кибербуллингом сталкивались 42% преподавателей.

"Борьба с буллингом в России пока ведётся лишь по инициативе отдельных учителей, школ и организаций." - отмечает педагог и автор специального блога Где мои дети Ирина Шатрова.

"Учителя довольно часто считают буллинг типичным поведением в группе, которое не причиняет вреда детям. Они путают его с конфликтами. Не считают буллингом психологическую травлю, социальное исключение, отвержение, игнорирование. Уверенно выявляя только физический буллинг, педагоги часто не знают, как снизить уровень агрессии, и опираются на собственный бытовой опыт, а не на профессиональные знания", — прокомментировала результаты исследования заведующая кафедрой юридической психологии и права МГППУ Римма Чиркина.

Важно отметить, что буллинг - отнюдь не специфическое российское явление. И он распространен как в богатых странах, так и в "третьем" мире. Однако в странах, где нет системной борьбы с этим злом, показатели в два-три раза выше. Отсюда - и вывод: бороться с буллингом можно и нужно!

СТРАНЫ, В КОТОРЫХ БУЛЛИНГ ОТСТУПАЕТ

Швеция

В Швеции с 1979 года запрещено насилие над детьми, в том числе психологическое. Обижать детей нельзя, даже если авторитарный порядок воспитания соответствует вашим религиозным взглядам или национальным традициям.

Также в Швеции действуют законы «Об образовании» и «О запрете дискриминации», согласно которым руководство учебных учреждений должно гарантировать, что ребёнка будут уважать и не будут угнетать или травить. Существует даже специальная Школьная инспекция, которая отслеживает все жалобы и происшествия. Отметим, что в неё поступают жалобы и на плохое поведение учеников, а не только на травлю или некорректность учителей.

С 2006 года в Швеции есть уполномоченный по правам детей, который занимается исключительно вопросами дискриминации и входит в Школьную инспекцию.

США

В США первым из штатов, решивших законодательно бороться с буллингом в 1999 году стала Джорджия. Там не только следят за тенденциями, но и запрещают использовать гаджеты, чтобы угнетать других ребят.

В Неваде, которая, как и некоторые другие штаты озаботилась созданием антибуллингового законодательства, человек несёт уголовную ответственность за угрозы в адрес ребёнка и его запугивание. В штатах, где своих отдельных законов нет — дела о буллинге проходят как нарушение гражданских прав.

Япония

В Японии, в 2013 году, после того, как общественность всколыхнуло недовольство из-за очередного детского самоубийства, — ребёнка травили на глазах у взрослых, но никто ему не помог — был принят Закон о развитии мер предотвращения издевательств. Согласно документу, каждая школа должна разработать политику по предотвращению издевательств, создать структуру, которая будет выявлять, предотвращать и разрешать конфликты.

Австралия

Дмитрий Давыдов в проекте "20 идей по развитию России" приводит в пример опыт Австралии.

Там на законодательном уровне принята стратегия по борьбе с буллингом. За реализацию стратегии отвечает департамент образования, хотя на практике заметно вовлечение смежных департаментов, а также активную роль играют непосредственно сами школьники и их родители. Стратегия была принята в 2019 году и на протяжении 3-х лет реализуются меры, которые должны создать условия профилактики и минимизации буллинга в школах.

Одна из мер заключается в том, чтобы создать в каждой школе группу активистов, которые на регулярных встречах совместно думают, как снизить уровень буллинга в своей школе. Школьники изучают тему буллинга в целом, рассматривают кейсы буллинга в их школе и каждый предлагает свои варианты решения проблемы. Все это происходит под наблюдением преподавателей и психологов. Также эта группа активистов следит за вновь возникающими кейсами буллинга и старается разрешить каждый конфликт.

Для мониторинга буллинга в школах проводится регулярное исследование, в котором принимают участие все ученики и преподаватели. Благодаря повышению общего уровня осведомленности школьников о проблеме буллинга, а также благодаря тому, что сами школьники вовлечены в выявление новых случаев буллинга, - в Австралии заявляют о снижении количества таких случаев. Общих цифр пока нет, так как программа еще на стадии реализации, но позитивный тренд есть.

ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРЫ ДЛЯ БОРЬБЫ С БУЛЛИНГОМ

Положительный опыт других стран привел к формулировке основных требований по борьбе с буллингом.

Необходимо начать с проработки и закрепления на законодательном уровне определения травли и буллинга. А также стоит создать и утвердить нормативную базу, которая будет регулировать действия школ, родителей и детей для предотвращения и профилактики буллинга. Этот шаг позволит ввести понятие буллинга в правовое поле и в будущем на него опираться при принятии новых программ или законов.

Помимо нормативной базы необходимо составить и принять свод правил, которые будут регламентировать:

- Возможные действия сотрудников государственных детсадов, школ и учебных центров по предотвращению дискриминации, домогательств и виктимизации в школе.

- Обязательные для всех сотрудников государственных детсадов, школ и учебных центров нормы поведения, включающая меры по предотвращению и профилактике всех форм издевательств среди учеников.

- Вовлечение детей в совместную борьбу с буллингом в их школах путем создания добровольных групп активистов.

- Круг административных и дисциплинарных мер, которые могут быть применены к обидчику или лицу, совершившему акт травли. Эти действия должны быть соразмерны характеру и тяжести совершенного правонарушения. Такие действия могут включать в себя письменные выговоры, общественные работы, отстранение от занятий или исключение, в зависимости от обстоятельств.

Помимо всего вышеперечисленного предлагаем принять меры по образованию преподавателей, родителей и детей на темы связанные с буллингом и травлей, т.к. только осознавая проблему, можно с ней бороться. Меры могут включать обязательные регулярные занятия на тему буллинга в школах, повышение уровня психологической подготовки преподавателей, а также профилактические беседы и тренинги с родителями.

Для мониторинга предлагаем организовать регулярное анкетирование детей с целью выявления жертв буллинга или насилия, поскольку, как правило, жертвы насилия не способны самостоятельно обратиться за помощью. Помимо анкетирования в каждой школе должен быть квалифицированный психолог, чтобы дети могли анонимно или лично рассказывать о своих проблемах во взаимодействии с учителями, родителями или другими учениками и получать оперативную психологическую поддержку. Это позволит отслеживать динамику буллинга в школах и корректировать применяемые меры.

Предложенные меры, уверен автор, дадут возможность государству с минимальными затратами заложить фундамент для построения здоровых отношений в школьной среде, а как следствие - в обществе в целом. Мы специально делаем акцент на просветительской стороне вопроса, т.к. она еще не затронута на высшем уровне и нуждается в нормативной и организационной проработке и поддержке.

Подпишитесь