Posted 31 марта 2022, 15:44
Published 31 марта 2022, 15:44
Modified 7 марта, 12:24
Updated 7 марта, 12:24
Автор "20 идей по развитию России" Дмитрий Давыдов считает, что и российское государство могло бы еще раз обратить самое пристальное внимание на этот мировой тренд, потому что цена вопроса - жизни тысяч людей. Автор надеется на то, что власти помогут реализовать проект на законодательном уровне.
Виктор Левин
КАК Я ЕДВА НЕ СТАЛ ПРЕСТУПНИКОМ
10 марта 2005 года. Накануне праздновал допоздна юбилей родственника. С утра сел в машину, чтобы отправиться на работу, убедив самого себя, что "мне можно, потому что я же не "со стола", а после сна". И все бы ничего, да только на одном из перекрестков Ленинского проспекта моя машина оказалась первой перед светофором. Так получилось, что последние секунд 20 перед включением зеленого сигнала я смотрел только на светофор, будучи уверенным, что дорога перед машиной пустая. И вот загорается желтый, правая нога уже тянется давить на газ, как совершенно случайно, как бы ниоткуда перед капотом возникает голова ребенка!
Боже! Я едва не задавил мальчика... А если бы задавил, то никогда и никому не доказал бы, что не был пьян. Потому что был на самом деле в тяжелом похмелье. Потому что за семь-восемь часов после обильного застолья алкоголь в крови никуда не исчезает.
И это - увы, типичная ситуация. Даже вполне законопослушные люди почему-то нарушают закон, зачем-то думают, что с ними ничего плохого не случится, что "бог не выдаст, свинья не съест"...
- Поговорка "пьяному море по колену" очень точно отражает сознание человека, находящегося в алкогольном или наркотическом опьянении. - говорит корреспонденту "НИ" врач-нарколог Анна Уварова. - Алкоголь как бы душит мозговые центры социальной и личной ответственности людей. Большинство попавших в "пьяные" ДТП водителей не могут ответить на простейший вопрос: а зачем они вообще садились за руль, если легко можно было вызвать такси или трезвого водителя?
Итогом иррационального поведения становится и личная драма самих водителей. Яркий пример тому - судьба актера Михаила Ефремова.
В 2020 году в стране произошло 145 тысяч дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими. Каждое девятое — со смертельным исходом. За год на дорогах страны погибло 16 тысяч человек. Каждая седьмая авария в стране произошла по вине пьяных водителей. В таких ДТП в прошлом году погибли 4515 человек — это почти четверть всех смертей на дорогах.
Можно утешать себя и общество, что число смертельных ДТП в России неуклонно снижается (20 лет назад на дорогах гибло 30-35 тысяч россиян). Однако проблема остается, несмотря на самые суровые штрафы и уголовные наказания:
Согласно анонимному опросу, проведенному среди автомобилистов в ноябре прошлого года, 39% водителей ответили, что садились пьяными за руль. При этом 6% указали, что делают это периодически, отмечает Дмитрий Давыдов - автор проекта "20 идей по развитию России".
Что делать и можно ли заблокировать пьяным водителям доступ на дороги?
Известно, что США как самая автомобильная страна мира выступает пионером практически всех систем и правил безопасности на дорогах. Именно в Америке были придуманы регулируемые перекрестки, светофоры, поворотники и стоп-сигналы на авто, подушки безопасности и многое другое, без чего немыслима современная автоиндустрия.
В ноябре 2021 года Конгресс США принял постановление об обязательной установке алкозамков на новые автомобили, чтобы водители не имели возможности ездить в состоянии опьянения. Не раньше, чем через 5 лет, и не позже, чем через 6 лет, в Штатах станет действовать новый стандарт для автопроизводителей: все сходящие с конвейера автомобили должны быть оборудованы автоматической системой определения алкоголя.
На данный момент в США при государственной поддержке разрабатывается новейшая технология по пассивному обнаружению алкоголя - DADSS.
Заметим, кстати, внедрение новшества происходит не от хорошей жизни. В США от действий пьяных водителей ежегодно гибнет около 10 тысяч человек, а экономический ущерб оценивается в 194 миллиарда долларов! Проблема таким образом вынесена на уровень национальной безопасности.
Технология DADSS не требует никаких действий со стороны водителя. Для определения трезвости используются два метода:
Разработка концепции началась еще в 2008 году, а в 2021 году было объявлено о начале открытого лицензирования технологии для коммерческой эксплуатации. Системы доказали свою эффективность во время тестирования. На данный момент инженеры и ученые работают над уменьшением размера датчиков, чтобы они могли быть встроены в легковые автомобили и при этом выдерживать суровые условия окружающей среды, работая без калибровки в течение всего срока службы автомобиля.
А что же в России?
Нельзя сказать, что идея алкозамков нашим властям вовсе не известна. В 2018 году ГИБДД предложила проработать внедрение алкозамков для граждан, уличенных в пьяной езде.
Они уже применялись несколько лет назад в ряде автобусных парков, ГИБДД лоббирует эту разработку с 2012 года.
В 2020 году в Минпромторге выступили с инициативой по созданию стимулов для автопроизводителей к серийной установке алкозамков в машины, сходящие с конвейера. В 2021 году Министерством было объявлено о проекте разработки алкозамков с функциями идентификации водителя и удаленного контроля за работоспособностью устройства с целью наказывать обязательной его установкой нарушителя.
Однако сегодня нужен закон, который бы четко обязывал установку алкозамков в транспортные средства, уверен Дмитрий Давыдов.
При этом автор идеи понимает, что за один месяц или год оборудовать все российские автомобили невозможно. Поэтому предлагается 6-летний переходный период. За это время и промышленность сможет освоить производство встроенных алкодетекторов, и общество осознает необходимость такой меры. И уже после 6 лет можно будет запретить постановку на учет автомобилей без алкозамков. Они со временем станут такой же нормой в авто, как подушки безопасности и системы эффективного торможения, уверен Давыдов.
А что касается затрат, то они с лихвой окупятся за счет сокращения пьяных ДТП, тысячей и тысячей спасенных жизней.
КСТАТИ
В Европе алкозамки применяют довольно активно, уже больше 20 лет, причем самое широкое распространение они получили в Скандинавских странах. Так, в Швеции, если полиция впервые останавливает водителя, в выдыхаемом воздухе у которого обнаруживается превышение по содержанию паров алкоголя (не слишком значительное; разрешенный показатель в этой стране — 0,2 промилле), ему придется заплатить штраф, причем немаленький (зависит от уровня доходов), и на год-два лишиться водительских прав. Но в этом случае ему предложат и альтернативу: установить на свой автомобиль алкозамок. За свой счет, естественно. Ему все равно придется ходить на курсы анонимных алкоголиков, сдавать кровь на анализ, но права не отберут.
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
"Согласно данным ГИБДД, проблема нетрезвого вождения остается для России одной из наиболее острых. Международная практика показала, что установка алкозамков, не допускающих запуск двигателя автомобиля без предварительной проверки состояния водителя, может стать эффективным решением в обеспечении безопасности дорожного движения. Мы считаем, что при внедрении алкозамков в России необходимо проанализировать и применить лучшие мировые практики. Особенно актуально оснащение алкозамками коммерческого транспорта, связанного с повышенным риском эксплуатации, пассажирского транспорта или автомобилей тех водителей, которые были лишены водительского удостоверения за управление в состоянии алкогольного опьянения", - заявил Фархад Мамедов, менеджер по развитию бизнеса направления "Контроль трезвости" компании Dräger Россия.
"Безусловно, алкозамки как превентивная мера для борьбы с пьяным вождением – важны. Их следует устанавливать на коммерческий и служебный транспорт, на транспорт, который занимается перевозкой опасных грузов, где ошибка может дорого стоить, на каршеринг и, возможно, такси. Между тем, если мы будем воспитывать своих детей в концепции, что алкоголь за рулем – это зло, то через некоторое время нам уже не понадобится внедрять алкозамки или другие жесткие меры", - заявил автомобильный эксперт и журналист Константин Сорокин.