Posted 11 мая 2022, 10:49
Published 11 мая 2022, 10:49
Modified 7 марта, 12:30
Updated 7 марта, 12:30
Александр Сычев
К разработке большого автономного подводного аппарата Orca, способного находиться в открытом море несколько месяцев, аэрокосмическая корпорация Boeing, занимающаяся морской тематикой уже почти 60 лет, приступила в сентябре 2017 года. Появлению «Касатки» предшествовали три промежуточных версии – пятиметровая Echo Ranger, десятиметровая Echo Seeker и, наконец, 15-метровая Echo Voyager.
Первые две подлодки были способны работать всего несколько дней, и только Voyager, разработкой которого компания по собственной инициативе занялась в 2011 году, обрел возможность непрерывного плавания в течение полугода. Наработанные на Voyager технологии и решения компания использовала в Orca.
В 2019 году Командование морских систем ВМС США (NAVSEA) выбрало «Касатку» из ряда аналогичных проектов, подготовленных различными компаниями. С компанией Boeing подписали контракт на 43 млн долларов, предназначенных для строительства первого прототипа, и на 274,4 млн долларов для последующей поставки еще пяти опытных субмарин до конца текущего года.
Но, похоже, сроки контракта срываются, как, впрочем, и оговоренные расценки – в минувшем марте компании дополнительно заплатили еще 72,5 млн долларов в счет первого прототипа.
Автономная подводная лодка Orca выросла в сравнении со своей предшественницей Echo Voyager почти в два раза – до 26 метров. Подлодка построена по модульному принципу, позволяющему использовать один и тот же корпус для выполнения различных задач. Достаточно лишь поменять модули полезной нагрузки.
В отсек длиной десять метров можно поместить восемь тонн грузов – аппаратуру для гражданских исследований мирового океана, оборудование для разведки, боеприпасы для флота и вооружение для самостоятельного нанесения ударов по надводным и подводным целям противника.
Какие системы вооружений могут быть использованы на «Касатке» не сообщается. Но на одном из дизайнерских рисунков, которые компания размещала на своем сайте, Orca изображен с тремя рядами из четырех торпедных аппаратов в каждом, расположенных под углом к осевой линии подлодки.
Для движения субмарины используется электрический двигатель, который работает от литий-ионных аккумуляторов. Батареи заряжает дизель-электрическая энергетическая установка. Она включается при движении подлодки в надводном положении. Мощность системы составляет около 18 киловатт.
Максимальная скорость подводного хода достигает 8 узлов, а крейсерская – около трех. На этой скорости Orca способна преодолеть до 6,5 тыс. морских миль и находиться в свободном плавании до полугода.
Для запуска «Касатки» не требуется корабль-носитель. На задание беспилотная подлодка может выходить с места базирования и самостоятельно возвращаться в исходную точку. При необходимости передать собранную разведывательную информацию или получить задание субмарина поднимается на поверхность.
На спущенном на воду автономном подводном аппарате Orca будет проведена серия испытаний. Полученные результаты будут учтены при строительстве еще пяти прототипов, которые, в свою очередь, передадут на флотские испытания.
Разработке и созданию беспилотных подводных лодок Соединенные Штаты уделяют самое пристальное внимание, полагая, что их применение обеспечит военно-морским силам господство на просторах мирового океана. Подводные дроны разделены на четыре класса – портативные типа Swardfish и Sandshark, средние Kingfish, Knifefish и другие, большие Snakehead и очень большие типа Orca.
Недавно ВМС США провели испытания средней субмарины Snakehead. Но спустя всего два пару месяцев появились сообщения, что полученные результаты не удовлетворили военно-морское командование – «Змееголов», так с английского переводится название аппарата, не смог взаимодействовать с атомной подводной лодкой класса Virginia. Именно для этих субмарин в качестве передового средства ведения разведки, охраны и нанесения ударов создавался Snakehead. Насколько несовместимыми оказались Virginia и Snakehead не сообщается, но в командовании ВМС не исключают даже сворачивание этого проекта.