За 30 с лишним лет существования новой России, наша страна совершила поистине головокружительную метаморфозу от почти тотального господства государственной экономики к экономике частной и обратно. К примеру. в 1998 году, накануне кризиса Федеральная антимонопольная служба России оценила долю государства в экономике России примерно в 25%, тогда как в 2008 году она выросла до 40-45%, к 2013 году заняла больше половины, а с 2018 года, по оценкам экспертов, превышает уже 60-70%
Правда, Центр стратегических разработок приводит несколько более оптимистические данные: за последние 10 лет доля государства в российской экономике увеличилась с 39 до 48%.
В интервью «Коммерсанту», руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев признал экономику России во многом отсталой и низкоконкурентной, причем процесс ее огосударствления усиливается несмотря на то, что госкомпании крайне редко становятся экономическими и инновационными драйверами.
Известный российский экономист Серей Гуриев пишет по этому поводу:
«Все аргументы противников рыночного социализма имеют прямое отношение к реалиям российской экономики. Растут и размер, и роль госмонополий, ресурсы которых все в большей степени используются для политических целей. Именно поэтому госкомпании во всех секторах уступают частным по эффективности. Реформа естественных монополий идет так трудно и медленно именно потому, что создание конкуренции по определению противоречит целям менеджеров госмонополий.
Еще одна ключевая проблема рыночного социализма – это его неспособность к инновациям. Новые идеи появляются вне зависимости от экономической модели, но для их доработки и коммерциализации необходимы стимулы, предоставляемые частной собственностью. Даже сам Ланге признавал, что социализм не может не страдать от излишней бюрократизации, что, в свою очередь, не оставляет возможностей для инновационного развития. Опыт последних десятилетий показал, что рыночная экономика действительно выигрывает у социалистической в инновационной гонке. Поэтому сценарий инновационного развития и диверсификации российской экономики в принципе несовместим с идеями рыночного социализма.»