Вашингтон отказывается от принципа ненанесения ядерного удара первым

1 апреля 2022, 11:56
Пентагон опубликовал резюме очередного Обзора ядерной политики США, которое после подписания президентом Джо Байденом будет передан в Конгресс. Секретный обзор посвящен 2022 году.

Александр Сычев

Общедоступное резюме состоит из трех пунктов: администрация провозглашает свое стремление добиваться «стратегической стабильности» и «избегать дорогостоящей гонки вооружений». В последнем пункте говорится о стремлении администрации «способствовать снижению рисков и заключению соглашений о контроле над вооружениями, где это возможно».

Формулировки, доведенные до американской общественности, звучат вполне разумно и благонамеренно, но неизвестно, насколько они соответствуют смыслам, заложенным в самом засекреченном докладе. Это едва ли станет известно, а вот то, что эти пункты совершенно не соответствуют реальным шагам, которые американские администрации делали на протяжении последних двадцати лет, вписано черным по белому в мировую историю. Вашингтон целенаправленно шел по пути ликвидации договоров, обеспечивавших стратегическую стабильность в мире, но мешающих гонке ядерных вооружений и их совершенствованию.

Вот вехи этой деструктивной деятельности. В 2002 году США сделали первый дестабилизирующий шаг. Президент Джордж Буш-младший объявил об одностороннем отказе США от выполнения Договора по противоракетной обороне (ПРО), заключенного 26 мая 1972 года. Практически сразу в Вашингтоне заговорили о намерении разместить на территории Болгарии, Польши, Румынии и Чехии объекты противоракетной обороны. Сегодня базы наземного базирования системы ПРО Aegis уже существуют в предместьях польского поселка Редзиково и румынского Девеселу. Более того, там размещены универсальные пусковые установки, позволяющие запускать не только противоракеты, но также крылатые ракеты среднего радиуса действия Tomahawk, которые могут нести ядерные боеголовки.

В феврале 2019 года США официально объявили о начале процедуры выхода из Договора о ракетах средней и меньшей дальности. Этот важнейшие для европейской безопасности документ был подписан 8 декабря 1987 года. В соответствии с ним стороны обязались ликвидировать пусковые установки и ракеты наземного базирования дальностью действия от 500 до 5500 километров. Это было первое в истории соглашение о реальном сокращении ядерного оружия.

Россия тогда предложила организовать контроль над вооружениями средней и меньшей дальности хотя бы без заключения «нового ДРСМД». Москва хотела притормозить роковую тенденцию слома системы безопасности в Европе и ввести временные меры, пока США не будут готовы сесть за стол переговоров. Но Вашингтоне не проявил никакого интереса.

В 2020 году США вышли из Договора по открытому небу. Это важный элемент системы поддержания доверия между государствами. В 1992 году его подписали почти 40 стран. Соглашение позволяет его участникам облетать на самолетах со специальной аппаратурой территорию других стран-членов договора по заранее согласованным маршрутам и проверять дислокацию войск, техники и объектов оборонной инфраструктуры. Любое подозрение, вдруг возникшее в чьей-то голове, можно было проверить. Вашингтону проверки, которые могли вскрыть работы по созданию новых видов вооружений, мешали.

Очередное пагубное для мира решение удалось предотвратить буквально в последний момент. России удалось договориться с США о продлении на пять лет Договора о стратегических наступательных вооружениях (СНВ-3). Срок действия этого документа истекал в феврале 2021 года. Вашингтонская администрация упорно отказывалась пролонгировать СНВ-3, но, в конце концов, под влиянием мирового сообщества пошла на уступку.

И вот новый Обзор, который, при всей своей кажущейся дипломатической сдержанности и разумности, сигнализирует о существенной идеологической перемене в ядерной политике США, которые ставшей логическим продолжением реальных шагов Вашингтона в этой сфере. Президент Джо Байден, который во время предвыборной кампании обещал использовать ядерное оружие только в ответ на подобное нападение, в нынешнем обзоре отказался сделать это принцип «неприменения ядерного оружия первым» официальной политикой США.

Теперь Соединенные Штаты будут «рассматривать возможность применения ядерного оружия в чрезвычайных обстоятельствах для защиты жизненно важных интересов США или их союзников и партнеров». «Формулировка Обзора ядерной политики не относится исключительно к ядерному нападению, а распространяется на чрезвычайные обстоятельства, которые потребуют от США защиты союзников и партнеров», — разъяснила помощник министра обороны по вопросам международной безопасности Селеста Валландер в комитете по вооруженным силам Палаты представителей.

Принцип ответа на ядерный удар сдан в архив. Теперь Вашингтон каждый раз, когда сочтет, что его интересы, в крайнем случае, интересы союзников, оказываются под угрозой, будет рассматривать применение ядерного оружия в качестве возможного аргумента в международных делах. Решение, которое после Хиросимы и Нагасаки, казалось бы, всем мировым сообществом признано невозможным, безумным, преступным, теперь переходит в плоскость практической политики.

К этому решению в США готовились в течение ряда лет. В сознание американцев методически внедрялось мнение, что после ядерного взрыва вполне можно выжить, что никакой особой катастрофы не будет. Нужно всего лишь в случае ядерного удара выполнить несколько действий: спрятаться на какое-то время, попринимать специальные таблетки с йодом и, в общем-то, все.

Такое мнение стало довольно распространенным в США и даже в Западной Европе, где в последнее время наблюдается ажиотажный спрос таблетки от радиации. Людям никто не говорит, что никакие чудодейственные таблетки и бомбоубежища не спасут. Единственное действенное средство – восстановить антиядерное сознание прошлого века, консолидироваться, заставить политиков забыть о своих фантазиях выиграть в ядерном пасьянсе и сесть за стол переговоров.

К сожалению, мировая общественность утратила свою «ядерную пассионарность». В результате договоры, ограничивавшие гонку ядерных вооружений, практически все, кроме пролонгированного на пятилетку СНВ, устранены. Более того, изменилось отношение к вопросу применения оружия массового уничтожения.

США уже ряд лет целенаправленно модернизируют и наращивают свой ядерный арсенал. Точно определить, сколько Вашингтон тратит на ядерное оружие трудно. Деньги размазаны по нескольким бюджетным, в большинстве случаев засекреченным счетам. По последним оценкам Бюджетного управления Конгресса, расходы на ядерные силы США в течение следующих 10 лет составят 634 млрд долларов. Из этой суммы на системы доставки Министерство обороны потратит около 405 млрд долларов, Министерство энергетики – около 229 млрд на боеголовки.

По данным Ассоциации по контролю над вооружениями, в течение следующих 30 лет расходы на содержание новых ядерных вооружений могут достичь двух триллионов долларов.

Средства пойдут на выполнение восьми блоков проектов: создание новых межконтинентальные баллистических ракет, которые заменят Minuteman III; крылатых ракет вместо разочаровавших Пентагон Tomahawk; ядерных ракет для подводных лодок, стелс-бомбардировщика В-21 Raider с беспилотным ведомым, стратегические подводные лодки, модернизацию авиабомб В-61, а также на обновление существующей сети ядерного командования и управления.

Фактически речь идет о полной смене всей ядерной триады США. Вот для осуществления этой масштабной программы Вашингтон методично уничтожал все договоры, которые могли хоть в какой-то мере помешать, продолжая говорить о своей приверженности «стабильности» и «контролю».

#Новости #Армия #Политика #США #Ядерный потенциал #Ядерное оружие #Пентагон #Война #Америка #Конфликт
Подпишитесь