Posted 25 марта 2022, 09:40

Published 25 марта 2022, 09:40

Modified 7 марта, 12:25

Updated 7 марта, 12:25

Не прижились: вместо новейших F-35 Пентагон закупает проверенные самолеты

25 марта 2022, 09:40
Сюжет
Самолет
Вашингтон разочаровался в истребителях F-35 и увеличивает авиапарк за счет старых и проверенных боевых машин

Александр Сычев

В ближайшие дни в США начнется обсуждение нового военного бюджета на 2023 год, но уже сейчас, по крайней мере, одна из его новаций, вызвала у американских обозревателей нескрываемое удивление. Впервые Пентагон намерен сократить закупку истребителей F-35 Joint Strike Fighter. Сокращения варьируются по различным родам войск от 25 до 50%. ВВС получат 34 самолета вместо 48, ВМС сократят заказ вдвое – с 26 до 13, а морская пехота – с 20 до 14.

Сокращение заказов – серьезное отклонение от тенденции предыдущих лет, когда закупки постепенно увеличивались. Первые сообщения о том, что рассматривается возможность урезания объемов появились в прошлом году. Тогда в Пентагоне заговорили о том, что из запланированных 1763 F-35 будут приобретены 1050 или даже меньше – сокращение более чем на 40%.

Пентагон объясняет свои изменившиеся планы желанием сэкономить. Однако приобретение меньшего количества, как справедливо замечают недоумевающие американские военные обозреватели, приведет согласно законам экономики к росту цены за экземпляр F-35. В чем же выгода? Какие соображения стоят за принятием столь странного решения, противоречащего двадцатилетней агрессивной рекламной кампании?

«Ни в открытых источниках, ни в текущем геополитическом ландшафте нет ничего, что хоть отдаленно объясняло бы, почему сейчас самое время сократить крупнейшие инвестиции Пентагона в будущее господство в воздухе», — удивляется журнал The Popular Mechanics, который даже не стал скрывать, что компания Lockheed Martin заносит в издание деньги в обмен на продвижение ее детища.

В исследовательской компании Capital Alpha Partners предположили, что, возможно, составители будущего бюджета режут расходы в расчете на то, что Конгресс собственной рукой вернет деньги, когда приступит к рассмотрению оборонных расходов на 2023 год. Странное ухищрение. Очень похоже на попытку подставить конгрессменов, а потом свалить неудачи на них.

В общем, получилось, как в анекдоте про загулявшего мужа, от которого жена потребовала объясниться, но в ответ услышала: «Ну, ты же у меня умница. Придумай сама».

Одну из причин придумал журнала The Military Watch Magazine. Возможно, пишет журнал, правительство хочет дождаться окончания работ по созданию четвертой по счету версии многоцелевого истребителя F-35, так называемого Block 4. Самолет начали модернизировать сразу, как только он впервые поднялся в воздух и продемонстрировал свои недостатки. Сейчас обновления коснутся значительной части бортовой аппаратуры, системы радиоэлектронной борьбы, электрооптических и радиолокационных систем, сетевого оборудования, кабины пилота, программного обеспечения и много другого. В целом модернизационный перечень включает 53 позиции.

Такой вариант исключать, конечно же, нельзя, но успокоит ли он многочисленных зарубежных клиентов Lockheed Martin. Решение Пентагона – для них новость неприятная. Возникает ощущение большого обмана, жертвами которого они стали. Ведь компания Lockheed Martin продала в ряд стран, прежде всего, в Западной Европе, около 800 самолетов F-35. Самыми крупными последними приобретателями стали Финляндия, которой покупка обойдется в 10 млрд долларов, и Германия – цена еще не объявлена. Теперь, получается, им предстоят новые затраты. По оценке Дэна Грейзера, курирующего от американского правительства модернизационные работы на F-35, доведение самолетов до стандарта Block 4 на круг обойдется почти в 2 млрд долларов.

Но это вовсе не будет означать, что клиенты, наконец, получат совершенную, как было обещано, машину «завоевания господства в воздухе». По словам Грейзера, новое программное обеспечение, в частности, получилось «незрелым, несовершенным, и оно недостаточно проверено». Едва ли хорошая новость для истребителя, который когда-то называли «летающим мозгом».

А ведь создавался он как самый совершенный и доступный по цене, чтобы можно было приобретать его в большом количестве и не особенно жалеть при потере. Цену в более чем 100 млн долларов, и это без учета обслуживания и продолжающихся модернизаций, доступной едва ли можно назвать. С совершенством тоже не получилось.

F-35 подвергался в США критике с самого начала. Бывший министр обороны Кристофер К. Миллер, занимавший эту должность при президенте Дональде Трампе, назвал программу «монстром», которого создали военные, а сам истребитель – «куском г...». Бывший председатель комитета по вооруженным силам Сената Джон Маккейн назвал программу «хрестоматийным примером сломанной системы оборонных закупок», заявив на брифинге в Сенате: «Результаты выполнения программы F-35 были одновременно скандалом и трагедией в том, что касается стоимости, графиков и эффективности». Даже в отчетах Пентагона неоднократно подчеркивалось, что F-35 отличается низкой надежностью, высокими эксплуатационными расходами и серьезными техническими проблемами.

Какими бы ни были объяснения, совершенно очевидно, что сокращение количества F-35 не связано со стремлением Вашингтона ввести военный бюджет в более разумные границы. Вместо F-35 вооруженные силы получат другие самолеты, пусть не новые, не обладающие технологиями малозаметности и не такие «мозговистые», но проверенные, надежные, существенно более дешевые и самое главное готовые к бою.

Еще в 2018 году Вашингтон решил возобновить приобретение истребителей F-15, которые свой первый полет совершили 50 лет назад. В будущем году ВВС получат 18 модернизированных F-15EX Super Eagle, на десять больше, чем в прошлом году. В распоряжение ВМС передадут 12 самолетов F/A-18E/F Super Hornet, о которых моряки не просили. В настоящее время морская пехота находится в процессе реорганизации и пока не понятно вообще, на каких системах вооружений власти остановятся.

Таким образом, единственным объяснением отхода от F-35 остается именно желание Вашингтона иметь на вооружении боеготовые истребители, а не мечту, до осуществления которой еще очень далеко. В свою очередь это желание может свидетельствовать о том, что в Вашингтоне не исключают возможности втягивания США в большой вооруженный конфликт.