Posted 28 марта 2022, 09:43

Published 28 марта 2022, 09:43

Modified 7 марта, 12:22

Updated 7 марта, 12:22

О каком беспилотном бомбардировщике мечтает Пентагон

28 марта 2022, 09:43
В США разрабатывают беспилотник, который сможет проникать невредимым через глубоко эшелонированную противовоздушную оборону противника и наносить бомбово-ракетные удары глубоко в тылу

Александр Сычев

Министр ВВС США Фрэнк Кендалл на симпозиуме военно-воздушных сил, посвященном обсуждению насущных авиационных проблем, в очередной раз затронул одну из своих самых любимых тем – беспилотный бомбардировщик, который должен стать послушным ведомым бомбардировщика B-21 Raider, строящегося в рамках программы Средства завоевания воздушного господства следующего поколения (NGAD). Финансирование беспилотника, как сообщается, начнется с 2024 года.

По словам Кендалла, сейчас самолет находится на стадии «определения концепции». Конструкторы и заказчики выясняют, какие именно возможности потребуются этой платформе, и как лучше всего их реализовать. Проект беспилотного летающего аппарата (БПЛА), за который настойчиво ратует Кендалл, полностью засекречен, но, все же, отдельные сведения проскакивают. По ним вполне можно составить примерное представление о мечтах Пентагона.

Разрабатываемый беспилотник должен будет вместе с ведущим B-21 Raider иметь возможность проникать невредимым через глубоко эшелонированную противовоздушную оборону противника и наносить бомбово-ракетные удары глубоко в тылу. Для этого на новой платформе будут применены все технологии, позволяющие снизить его радиолокационную и тепловую заметность, а также средства защиты.

Министр допускает, что плотность обороны может оказаться слишком высокой и потерь не избежать. Поэтому беспилотник будет не только неотступно следовать за пилотируемым В-21, но также уметь продолжать выполнять боевую задачу самостоятельно. Пилотируемый бомбардировщик слишком дорог, чтобы жертвовать им и летчиками. Поэтому, по мнению Кендалла, беспилотник должен стоить как минимум в два раза меньше В-21 Raider.

Стоимость последнего, судя по проскакивающим сообщениям, на данный момент составляет около 640 млн долларов, следовательно, дрон должен обходиться бюджету в менее чем 300 млн. Сумма, все равно, огромная. Однако Кендалл считает, что она приемлема: «Я вполне убежден в экономической эффективности сочетания самолетов с экипажем и без для семейства систем NGAD».

К такому же выводу приходит и журнал The Military Watch: «Конечно, даже при половинной стоимости от B-21 беспилотный бомбардировщик будет обходиться в три F-35, но, скорее всего, этот самый совершенный истребитель не сможет достичь целей, которые будут по силам новому беспилотному стелс-бомбардировщику».

Совершенно очевидно, что ведомый должен иметь такие же скорость и дальность полета, как и ведущий бомбардировщик. В военные издания просочились сведения, которые противоречат этому базовому принципу: дальность полета беспилотника – около трех тысяч километров. В действительности же, задумка теряет смысл, если дрон не сможет соответствовать ведущему по скорости и дальности полета.

Известно, что В-2 Spirit, предшественник создаваемого бомбардировщика В-21, может пролететь 11 тыс. километров, а с дозаправкой в воздухе – 18 тыс. Его крейсерская скорость достигает 850 километров в час, а максимальная – около тысячи. Потолок полета «невидимки» превышает 12 километров.

В-21 создает та же компания, что и В-2, – Northrop Grumman. Уже известно, что новый бомбардировщик меньше по размерам, следовательно, и емкость его баков меньше. Ему не по силам дальность полета В-2, но и меньше 10 тыс. километров, исходя из стратегических соображений Пентагона, рассматривающего Россию в качестве главного врага, бессмысленны.

Что же касается скорости полета, то она по наследству перейдет к В-21 и, соответственно, будущему ведомому.

Некоторые сведения предоставляют также результаты работ компаний Boeing и Northrop Grumman над аналогичными проектами беспилотников.

Более 10 лет назад компания Northrop Grumman занималась созданием стелс-беспилотника X-47 с маркировками А, В и С. Он имел длину 5,95 метра, а размах крыла – 5,94 метра, грузоподъемность составляла около трех тонн. Дальность полета была не велика – около трех тысяч километров. Зато практический потолок – более 12 километров.

В свою очередь компания Boeing разрабатывала беспилотник X-45D примерно с той же грузоподъемностью. Первый полет Х-45 совершил в летно-исследовательском центре Драйден на базе ВВС Эдвардс в Калифорнии в 2000 году. Зафиксированная скорость, ставшая достоянием общественности, 360 километров в час.

Таким образом, обе компании обладают достаточными компетенциями, чтобы заняться разработкой нового ведомого для бомбардировщика B-21 Raider. Правда, у Northrop Grumman шансов получить контракт несколько больше, потому что именно она работает над будущим пилотируемым бомбардировщиком.

Оба БПЛА, также как B-2 Spirit и B-21 Raider, были построены в виде «летающего крыла». Этот же принцип, несомненно, будет использован и на новом беспилотнике, какая бы компания ни получила будущий контракт. Дело в том, что самолет этой конфигурации, хотя и не отличается высокой маневренностью, но дает больше возможностей для создания «невидимки».

В своем выступлении Кендалл подчеркнул, что новый беспилотный стелс-бомбардировщик будет использовать электронные разработки проектов Skyborg компании Boeing, а также ACE от Управления перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA).

Skyborg – это компьютерная программа, позволяющая объединить пилотируемые самолеты с несколькими беспилотными платформами поддержки. Автономные ведомые будут получать команды от пилота и служить продолжением боевых возможностей самолета, летая впереди и выполняя функции передовых сенсорных и ударных платформ, возможно, даже жертвуя собой для защиты самолета с экипажем.

Что касается программы ACE, то она нацелена на объединение человека с компьютером в одном самолете. Искусственный интеллект должен снизить когнитивную нагрузку на летчика и стать высокоэффективным вторым пилотом, быстро оценивающим обстановку и принимающим решения.

В 2020 году DARPA провела виртуальное состязание между высококвалифицированным летчиком истребителя F-16 и искусственным интеллектом, созданным в рамках программы АСЕ. В пяти воздушных схватках искусственный интеллект победил. Его самолет не получил ни одного повреждения.

По замыслу Пентагона, ведомыми для В-21 Raider могут быть не только беспилотные бомбардировщики, но также и более мелкие дроны. Они будут размещаться в бомбовых отсеках более крупных беспилотников и выполнять различные специализированные задачи: вести радиоэлектронную борьбу и разведку, наносить точечные удары по наземным целям, добиваться превосходства в воздухе и так далее. Их применение увеличит также количество бомб и ракет, которые американская ударные авиационные группы смогут доставлять к цели за одну миссию.

Подпишитесь