Posted 15 марта 2022, 12:35
Published 15 марта 2022, 12:35
Modified 7 марта, 12:38
Updated 7 марта, 12:38
Александр Сычев
Будущий беспилотный истребитель назвали Bayraktar Kizilelma. Bayraktar – фамилия основателя компании Оздемира Байрактара, а слово kizilelma имеет несколько значений. Самое простое – «красное яблоко». Другие же связаны с турецкой мифологией и символизируют «цель», «идею» или «мечту». В любом случае что-то благородное, но весьма далекое, но чье притяжение тем сильнее, чем оно дальше.
На первый прототип «Красного яблока» установят турбовентиляторный двухконтурный двигатель с форсажной камерой АИ-322Ф запорожской компании «Ивченко-Прогресс». По сути дела, это двигатель, выпускавшийся другим украинским предприятием – «Мотор Сич». Его производство стартовало в начале 2000-х. Двигатель оптимизирован для эксплуатации на современных учебно-тренировочных самолетах.
Контракт компании Baykar Makina и «Ивченко-Прогресс» подписали на выставке оборонной, аэрокосмической и военной техники SAHA EXPO 2021 в Стамбуле в прошлом году. Но в связи с проведением Россией специальной операции на Украине, в сроках выполнения контракта, очевидно, произойдут какие-то изменения.
Первый прототип Bayraktar Kizilelma будут испытывать на дозвуковых скоростях, но выполнять боевые задачи беспилотник будет на сверхзвуковых. Взлетная масса беспилотного самолета составит 6 тонн, а грузоподъемность – до 1,5 тонны. MIUS сможет находиться в воздухе до 5 часов и подниматься на высоту 10,5 тыс. метров. Радиус полета составит 950 километров.
Bayraktar Kizilelma планируется оснастить радаром с активной фазированной решеткой. Его разработала турецкая компания Aselsan. «Красное яблоко» будет нести в оружейном отсеке ракеты «воздух-воздух» Bozdogan («Кречет») и Gokdogan («Сапсан»). Эти ракеты также созданы турецкими компаниями по программе импортозамещения. Ими заменили американские ракеты, которые Вашингтон отказался поставлять Турции из-за покупки Анкарой российской системы противовоздушной обороны С-400.
Будущий беспилотный самолет вооружат также крылатыми ракетами SOM-J с дальностью полета более 250 километров и управляемыми бомбами семейства MAM производства компании Roketsan. Боеприпас имеет три модификации – легкая (L), средняя (С) и тяжелая (T). МАМ-T в настоящее время проходит испытания. Эти умные бомбы, отличающиеся размерами и весом боевого заряда, являются высокоточным оружием. Они оснащены системой инерциальной и спутниковой навигации.
Антенна SATCOM позволит управлять беспилотником через спутник. Однако аппарат будет обладать высокой степенью автономности и сможет совершать взлет и посадку в полностью автоматическом режиме. Так как, БПЛА требуется, как утверждают в компании, короткая взлетно-посадочная полоса, то с недавних пор руководство вооруженных сил Турции решило использовать Kizilelma в качестве палубной авиации.
Идея морского базирования беспилотника возникла вынужденно и опять же по вине Вашингтона, который буквально мстит Анкаре за российские С-400. Турция, как и другие натовские государства, планировала приобрести американские истребители пятого поколения F-35 морского базирования. Для них в 2016 году турки начали строить универсальный десантный корабль Anadolu, который также будет выполнять роль авианосца. Теперь вместо F-35, в которых Турции отказали, с его палубы предполагается запускать ударные беспилотники Kizilelma.
Глава Управления оборонной промышленности Турции Исмаил Демир, оказавшийся под санкциями США, заявил, что после завершения строительства авианосца Anadolu на нем найдут пристанище до 80 беспилотников Bayraktar TB3. Когда же созреет «Красное яблоко», новые MIUS заменят их на взлетно-посадочной палубе Anadolu. Их будет значительно меньше, чем ТВ3, но ударная мощь авианосца многократно возрастет.
В компании Baykar Makina уверены, что будущее не за истребителями пятого и последующего поколений. Будущее за беспилотниками. Ведь именно в этом направлении движется мировое авиастроение, все более автоматизируя современные самолеты. Появление беспилотной авиации объясняется не только желанием снизить потери среди личного состава ВВС, но и тем, что на нынешних скоростях человек порой уже не успевает правильно оценить ситуацию и принять решение.
«С появлением истребителей 5-го поколения мир становится свидетелем конца пилотируемых самолетов. В недалеком будущем новые пилотируемые боевые самолеты разрабатывать перестанут, - считает Сельчук Байрактар, сын основателя компании, зять президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и главный технический директор Baykar Makina. – В будущем беспилотные системы станут основной боевой единицей в воздухе».