На конференции по ретровирусам и оппортунистическим инфекциям в Денвере американские медики выступили с докладом, посвященным очередному удачному случаю излечения от ВИЧ с применением стволовых клеток, сообщает The New York Times.
Все, что известно о личности анонимной пациентке, это ее средний возраст и смешанная раса. (The Mirror называет ее имя - по информации издания, это 66-летняя жительница Нью-Йорка Лорин Вилленберг.) В 2013 году женщине был поставлен диагноз ВИЧ, от которого ее лечили антиретровирусными препаратами, а через четыре года у нее обнаружили лейкемию. В итоге ее вылечили от того и другого новым методом трансплантации с использованием пуповинной крови.
Это кровь, которая сохраняется в плаценте и пуповинной вене после рождения ребенка. В ней содержатся стволовые клеткм, поэтому такую кровь можно использовать для лечения некоторых болезней. Первых двух пациентов, избавившихся от ВИЧ, лечили стволовыми клетками взрослых людей. Однако пуповинная кровь более доступна и универсальна, она не требует столь тщательного подбора, в то время как донор костного мозга должен иметь ту же расу и этническую принадлежность, что и реципиент.
От донора, который подходил ей лишь частично, «нью-йоркская пациентка» получила пуповинную кровь, а ближайший родственник представил ей свою кровь, которая должна была обеспечить организм иммунной защитой на время, пока донорские клетки становятся доминирующими.
Сейчас в мире 38 миллионов человек живут с диагнозом ВИЧ, однако пересадка костного мозга показана далеко не всем. Это высокоинвазивное и рискованное вмешательство, медики обращаются к нему лишь в случаях, когда больной ВИЧ заболел и раком и все остальные варианты лечения не работают.
До сих пор сообщалось лишь о двух случаях излечения от ВИЧ. Первым был «берлинский пациент» Тимоти Рэй Браун, который жил без ВИЧ 12 лет, пока не умер в 2020 году от рака, а в 2019 году появилась информация о втором пациенте, Адаме Кастильехо. Оба прошли трансплантацию костного мозга от доноров, которые имели мутацию, блокирующую ВИЧ-инфекцию. Эта мутация выявлена лишь у 20 000 доноров, большинство из них родом из Северной Европы. Оба мужчины после пересадки страдали от побочных эффектов, в том числе от состояния, при котором донорские клетки атакуют организм реципиента. Браун чуть не умер после пересадки. Кастильехо потерял 30 килограммов, почти лишился слуха и переболел множеством инфекций.
В отличие от предшественников, «нью-йоркская пациентка» покинула больницу всего на 17-й день после пересадки. Сочетание пуповинной донорской крови и крови родственника избавило ее от побочных эффектов, с которыми обычно связана пересадка костного мозга. Через 37 месяцев после трансплантации женщина прекратила антиретровирусную терапию, и сейчас, 14 месяцев спустя, в ее анализах крови нет признаков ВИЧ.
По мнению исследователей, пол и расовое происхождение пациентки означают, что в разработке методов лечения ВИЧ сделан большой шаг вперед. У женщин болезнь протекает иначе. На их долю приходится более половины случаев ВИЧ, однако среди участников испытаний лекарств женщин всего 11%.