Историк Яков Кротов заинтересовался состоянием американского образования и опубликовал весьма интересные данные о том, как менялся его уровень в последние десятилетия:
«Три десятилетия Америка использовала к своему благу «утечку мозгов». Пожинала, где не сеяла. Однако, процесс давно тормозит. Кроме того, и в Америке началось резкое замедление рождаемости, позже, чем в Западной Европе, но началось. Стагнирует количество учащихся в вузах: США единственная страна Запада, где уровень высшего образования у людей 24-34 лет не выше, чем у людей 55-64 лет.
43 миллиона выпускников отягощены долгами за образование (1,75 триллиона долларов), но из них 40% работают там, где высшего образования не требуется. То есть, люди залезают в долги, чтобы, работая официантом, почитывать Ницше на досуге.
В сравнении с Западной Европой плохо с образованием для тех, кто работает «внизу», с тем, что в Германии называется техническими школами. Человек в 16 лет заканчивает обучение, становится продавцом, а дальше - потолок. У него нет способа занять должность управляющего, там нужен диплом вуза. Это 50 миллионов человек. В сущности, они обречены на бедность.
Стагнация идёт и в вузах. В Гарварде больше студентов из богатейших 10% населения, чем из остальных 90%. Кто-то думает, что богачи особо талантливы? Только 20% первокурсников поступили на основании своих достижений.
В 1978-2007 годах из 1,2 миллиона китайцев, учившихся за рубежом, в Китай вернулась четверть. В 2007-2017 годах домой вернулись 80%.
В США изначально боролись две традиции в образовании. Джефферсон и Гамильтон говорили об «аристократах от природы», Дюбуа - о «десятине талантов». Делать ставку на тех, кто в 10, в 100 раз талантливее других. А вот «популисты» типа Эндрю Джексона и, между прочим, Трампа, презирали «заносчивые элиты», акцент ставится при этом на равенстве, подтягивании всех (программа Буша «Не дать пропасть ни одному ребёнку», No Child Left Behind). В целом система публичных школ ориентирована именно на равенство. Конечно, родители из среднего класса делают многое, чтобы своих детей дополнительно натаскать. Но в итоге страна, как говорят сами американцы, «теряет Эйнштейнов». Который, заметим, плод не американской системы образования, и, если не бы не Гитлер, в Штатах бы не оказался…»
Впрочем, в своем комментарии к этой публикации житель Нью-Йорка Владимир Ковалев, утверждает, что ситуация в американском образовании не столь однозначна: «Думаю, что это очень поверхностный взгляд на систему американского образования. В Америке существует множество систем высшего образования и несколько - среднего. Попробую шаг за шагом рассказать о них.
Уровень "государственных" школ, в которых учатся дети сильно зависит от уровня доходов жителей того городка, в котором учатся дети. Именно поэтому многие американцы выбирают место, где им купить дом в зависимости от рейтинга школ в городке, куда они собираются переехать. Это если у них есть маленькие дети.
В этом процессе миграции есть сильная положительная обратная связь. Дело в том, что налог на собственность (на дом и на землю) домовладения американского городка полностью уходит в бюджет этого городка. А примерно ПОЛОВИНА этого бюджета идет на содержание местной школы. Т.е., если медианная стоимость дома в городке высока, если высока ставка этого налога, то, школы имеют хороший бюджет. Есть возможность платить учителям высокую зарплату, а, это значит, привлечь лучших из них, иметь разные развивающие программы, школьные автобусы, питание, и т.д.
В таких городках стоимость жилья высока, налог высок, сюда могут переехать семьи с высоким доходом, дети которых заняты, благополучны, а, значит учатся отлично, повышая общий рейтинг школ.
Как и все в этом мире, этот принцип формирования школ противоречив и неоднозначен. Очевидны отрицательные стороны тоже.
Но, к счастью, есть система "социальных лифтов", "лайфхаков" для того, чтоб преодолевать эти отрицательные моменты.
И первый из них - возможность сдать экзамены и показать свой уровень знаний. Ребенок, который стремиться учиться, не останется незамеченным. Ну, так как и везде.»