Александр Сычев
В обосновывающей части говорится, что летать становится все опаснее. «В последние годы за рубежом несколько гражданских самолетов были обстреляны из переносных зенитно-ракетных комплексов» (ПЗРК). И приводится статистика Международной организации гражданской авиации: с 1970 года, по меньшей мере, 42 гражданских самолета были атакованы с применением систем ПЗРК.
Среди них, израильский авиалайнер, вылетевший из Момбасы (Кения) с 260 пассажирами. Осколки ракеты настигли лайнер на взлете, но экипаж смог довести борт до Тель-Авива и посадить. В 2003 году самолет компании DHL Cargo, летевший из Ирака в Бахрейн, был вынужден совершить аварийную посадку после того, как в его левое крыло попала ракета. Экипаж из трех человек, несмотря на полную потерю гидравлического управления, смог вернуться в Багдад и посадить самолет, управляя им за счет изменения тяги двигателя.
В своем прошении, инициированном компанией FedEx, FAA апеллировала также к примеру израильской авиакомпании El Al, которая в 2004 году стала единственным в мире коммерческим перевозчиком, оснастившим свои самолеты системами противодействия ракетам. Тогда израильтяне использовали пиротехнические устройства, выстреливающие сигнальными ракетами. Чуть позже они решили, что риск возникновения пожара слишком велик, и отказались от пиротехники в пользу лазерной системы C-MUSIC. Она с помощью четырех тепловизионных камер обнаруживает пуск ракет и лазером создает им помехи.
FedEx тоже намерена обезопасить свои грузовые самолеты, но только на некоторых наиболее опасных маршрутах. Все свои самолеты компания не планирует вооружать системами защиты направленного инфракрасного противодействия (DIRCM). Дело в том, что на оснащение всех 3600 самолетов, носящих на своем борту логотип FedEx, потребовалось бы более 30 млрд долларов.
С 2006 года компания в течение нескольких лет проводила испытания противоракетной системы Guardian, разработанной американской компанией Northrop Grumman, подгоняя ее под свои нужды. Систему испытывали на борту самолета McDonnell Douglas MD-10. Представляет она собой капсулу в форме каноэ, которую можно установить и снять за десять минут. В капсуле разместились лазерная турель и датчики, фиксирующие приближение ракеты. Датчики обеспечивают предупреждение и наведение лазерной турели на 360 градусов, а лазер создает мощные световые вспышки, ослепляющие головки инфракрасного самонаведения ракет.
Тогда налетали более 16 тыс. часов. Испытания показали высокую эффективность системы Guardian, но решение уперлось в вопрос цены. В FedEx посчитали и решили, что угроза подвергнуться атаке переносного зенитно-ракетного комплекса при взлете или посадке (ПЗРК не добивают до высот магистральных маршрутов), не так высока, как встреча с птицами.
Их сомнения в целесообразности подобных расходов подкрепил ветеран ВВС США Майкл Пьетруха в интервью журналу The Popular Science. «За десятки тысяч вылетов, совершенных за последние два десятилетия самолетами США и НАТО на Балканах, в Ираке и Афганистане, только четыре боевых самолета были поражены с помощью ПЗРК, из них два сбиты», - говорит он.
Но то, что для военных кажется не достойным внимания риском, для гражданских – слишком волнительно. К тому же, переносные зенитно-ракетные комплексы все больше расползаются, попадая в руки неуравновешенных террористических и партизанских группировок. Исследователи из RAND Corporation говорят, что «невозможно точно сказать, сколько таких систем оказалось в руках террористических групп или преступных организаций».
В 1980-х годах Центральное разведывательное управление поставляло афганским повстанцам, воевавшим с Советским Союзом, ракеты Stinger. Да и не только им. Советские «Стрелы» исчезли из арсеналов дружественных стран, когда там произошли политические перемены. И хотя многие из оказавшихся в ненадежных руках ПЗРК были произведены несколько десятилетий назад, и их функциональность – под большим вопросом, тем не менее, риск существует.