Posted 20 января 2022, 16:52
Published 20 января 2022, 16:52
Modified 7 марта, 12:57
Updated 7 марта, 12:57
Александр Сычев
С конца 1970-х и по середину 1990-х годов США построили более 2600 Black Hawk, которые поучаствовали во многих военных действиях по всему миру.
«Мы продемонстрировали способность Defiant выполнять задачи «многоцелевого ударного вертолета дальнего действия». Мы летели с крейсерской скоростью 437 км в час, а когда потребовалось, задним пропеллером уменьшили скорость и совершили посадку на очень маленькой площадке в лесу», - сказал Билл Фелл, главный летчик-испытатель компании Sikorsky в проекте Defiant.
Над созданием скоростных вертолетов трудятся конструкторы ряда стран, в том числе и Россия. У нас несколько лет назад на базе вертолета Ми-24 была создана летающая лаборатория, на которой решались проблемы повышения скорости и, в частности, так называемого «срыва лопастей». Эта проблема возникает при превышении некоей скорости полета – вертолет теряет подъемную силу воздушного потока, создаваемого винтом, и падает.
В SB-1 Defiant применена технология, позволяющая работать на высоких скоростях. Речь идет о системе соосных роторов, вращающихся в противоположных направлениях. Этот принцип позаимствован у российского конструкторского бюро «Камова». В задней части вертолета вместо традиционного хвостового винта установлен большой толкающий пропеллер, который можно использовать как для разгона, так и полного торможения.
Конкуренцию Defiant за крупный армейский контракт составляет конвертоплан V-280 Valor, представленный компанией Bell. Это скоростной аппарат, в котором используются поворотные роторы на концах крыльев. Пилот может регулировать наклон роторов, что позволяет аппарату взлетать и садиться как вертолет, а летать как самолет и почти с такими же скоростями. Bell утверждает, что скорость полета Valor достигает 560 км в час. Представители Sikorsky заявили, что их аппарат развивает скорость более 450 км в час.
Несколько лет назад перед обоими претендентами Армия США поставила следующие условия: сменщик Black Hawk должен развивать крейсерскую скорость свыше 500 км в час, летать без дозаправки на расстояние примерно 560 км, а с топливным баком – не менее 4,5 тыс. км, совершать повороты с креном более 60 градусов, садиться и взлетать в сложных условиях и на небольшие площадки. Он должен транспортировать на внешней подвеске груз весом не менее полутора тонн. Кроме скорости, всем остальным требованиям, как показали испытания, Defiant соответствует.
В текущем году, как предполагалось, Армия США должна сделать свой выбор. «По сути, рассматриваемые машины – не сравнимы. Из конвертопланов получаются плохие вертолеты, - недоумевает отставной военный вертолетчик и бывший директор по безопасности Ассоциации воздушного транспорта США Том Фарриер. - Они великолепны в своей нише оперативного применения, но имеют слишком много отрицательных свойств, если использовать их для выполнения вертолетных задач. Конвертоплан можно выбрать только из каких-то доктринальных соображений, но тогда мы останемся с быстро стареющим парком обычных вертолетов, которые не угонятся за современными машинами противника. Скорее всего, будут выбраны оба проекта. В данном случае рассматривать вопрос, что «лучше», просто глупо».