Posted 20 января 2022, 06:38
Published 20 января 2022, 06:38
Modified 7 марта, 12:58
Updated 7 марта, 12:58
Мировое соглашение между «Яндексом», заявителями и ФАС утвердил Арбитражный суд Москвы. Деньги по соглашению будут перечислены в созданный при содействии Минцифры Российский фонд развития информационных технологий, который направит средства на продвижение российских программных ИТ-продуктов в интернете.
Помимо крупной выплаты, «Яндекс» согласился опубликовать политику, единые условия и технические требования по интеграции партнеров в свою поисковую систему, признав обоснованность выданного ФАС предупреждения.
«Их требования открыты и едины для всех участников рынка, включая собственные сервисы компании», — отмечает The Insider*.
Теперь качество выполнения условий мирового соглашения будет контролировать антимонопольная служба, регулярно проверяя корректность работы поисковой системы «Яндекса», в том числе с привлечением независимых аудиторов.
Заявители подтвердили, что компания совершила все необходимые действия, направленные на устранение дискриминационных условий в собственной поисковой системе.
Суть жалобы против «Яндекса» состояла в том, что компанию заподозрили в злоупотреблении доминирующим положением в поисковой выдаче. Обращение по этому делу в ФАС летом 2020 года направили компании Avito, «Дром», Cian.ru, Ivi, Profi.ru, 2ГИС и другие.
Они указали, что при помощи элементов поисковой выдачи, именуемых «колдунщиками», «Яндекс» предлагал пользователю ответ на его запрос прямо на странице с результатами поиска, при этом первыми в выдаче демонстрировались именно сервисы «Яндекса», а не его конкурентов. В частности, при поиске автомашин пользователю демонстрировались карточки машин с сервиса «Яндекс. Авто».
Заявители предположили, что при помощи «колдунщиков» «Яндекс» уводит пользователей на собственные сервисы, отстраняя от показа в выдаче сервисов конкурентов. Это приводило к тому, что на сайты сторонних компаний заходило меньше пользователей. В результате владельцы бизнеса были вынуждены тратить дополнительные средства на платное интернет-продвижение своих страниц.
ФАС усмотрела в действиях «Яндекса» нарушения антимонопольного законодательства и возбудила против «Яндекса» дело, обязав компанию в срок до 1 апреля 2021 года прекратить преимущественное продвижение собственных сервисов в поисковой выдаче при помощи «колдунщиков».
Первоначально представители ответчика возражали, указывая, что применение «колдунщиков» не ущемляет конкуренцию. Однако в итоге выполнили предписание ФАС и согласились на выплату денежной компенсации и дальнейший контроль со стороны антимонопольной службы и независимых наблюдателей.
Ранее стало известно, что Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) завершила расследование случаев дискриминации бизнеса со стороны «Яндекса». Комиссия пришла к выводу, что «Яндекс» пользовался значительными привилегиями на рынке рекламы и в поисковой выдаче. Теперь компании грозит немалый штраф в размере свыше четырех миллиардов рублей за дискриминацию конкурентов.
*Внесен в реестр СМИ-иноагентов.