Posted 16 декабря 2021, 12:54
Published 16 декабря 2021, 12:54
Modified 7 марта, 13:00
Updated 7 марта, 13:00
Ученые из Бернского университета и немецкого Института социальных наук имени Лейбница (GESIS) выяснили, как поисковые системы в интернете формируют и поддерживают фейки. «Онлайн-платформы – это цифровые институты, они накопили много информации, и эта информация влияет на сознание людей», – цитирует исследователей Input.
Ученые ввели шесть фраз, популярных среди сторонников теорий заговора: «плоская земля», «9/11», QAnon, «иллюминаты», «Джордж Сорос» и «новый мировой порядок» – в пять поисковых систем: Google, Bing, DuckDuckGo, Yahoo и русскоязычный «Яндекс».
Результаты были проверены в разных географических регионах: в Великобритании, а также в Калифорнии и Огайо – последние были выбраны как штаты, жители которых симпатизируют соответственно демократам и республиканцам. Оказалось, что место, откуда человек просматривает результаты, не имеет значения. Однако используемая поисковая система сильно влияла на количество конспирологической информации.
Более 3/4 результатов поиска по этим шести терминам в «Яндексе» вели на сайты, которые либо упоминали, либо активно продвигали конспирологическое мышление. На Yahoo их было больше половины, на Bing и DuckDuckGo – чуть меньше половины. Хорош оказался лишь Google, который скрывал большинство конспирологических сайтов, выдавая их лишь в ¼ результатов. Столько же в выдаче Google было сайтов, на которых теории заговоров опровергались.
Отчасти это объясняется источниками, из которых поисковые системы извлекают информацию. По сравнению с другими поисковыми системами, «Яндекс» собирает более высокую долю сообщений из соцсетей и гораздо меньшую – с новостных сайтов. Более половины результатов, представленных «Яндексом», были ссылками на откровенно конспирологические сайты. В выдаче Google их практически не было. В то же время Google представил больше научных сайтов в ответ на поисковые запросы, чем его конкуренты.