АННА БЕРСЕНЕВА, писатель
События разворачиваются летом 1826 года. Участники декабристского восстания только что повешены или отправлены на каторгу, вся просвещенная Россия возмущена и подавлена. И вот в этих мрачных условиях жизнь сводит вместе англичанку Клер Клермонт и графа Евграфа Комаровского. Она - писательница и певица, приехавшая в Россию в качестве гувернантки после смерти своего возлюбленного лорда Байрона. Он - генерал-адъютант, начальник личной охраны покойного императора Александра I и Корпуса внутренней стражи. Трудно найти больших антиподов, чем эмансипированная европейская женщина и высокопоставленный российский жандарм, особенно в условиях начинающейся политической реакции. Вдобавок ко всему Клер не может забыть Байрона, а Комаровский женат.
При таких вводных трудно было бы ожидать, что между беллетристическими персонажами не вспыхнет любовь - она и вспыхивает. Но так же трудно было бы ожидать от Татьяны Степановой, что, увлекшись развитием любовной истории, она забудет о законах жанра - она и не забывает. Собственно, уже обстоятельства встречи героев идеальны для триллера: Комаровский спасает Клер от насильника, которому, впрочем, удается сбежать, оставшись неизвестным. Угроза не только чести англичанки, но и ее жизни совершенно очевидна, так как сразу же после нападения на Клер в Одинцовском уезде, где она живет в семье вдовы-дворянки, своей подруги Юлии Посниковой, убивают семью судейского чиновника. Убийца - явный садист. Комаровский берется за его поиски по долгу службы, а Клер заставляет присоединиться к графу отчасти стремление к справедливости, отчасти любопытство, ну а отчасти - зарождающееся чувство. И ни Комаровский, ни Клер не подозревают, какую жуткую подоплеку имеет история, в которую они ввязались, и из какой длинной череды нераскрытых убийств она состоит… Разговоры окрестных крестьян о неком Темном, мрачная тень которого давно уже витает над уездом, Комаровского не впечатляют - он ищет не мистического, а реального убийцу из плоти и крови. Клер же гораздо больше исходит в своих наблюдениях за уездными помещиками из того, что человеческая психика - пугающая бездна, в которой таится много ошеломляюще необъяснимого.
Читательскую радость любителям триллеров равно обеспечивают оба эти расследовательских подхода. Тем более что автор знает толк в повествовательной динамике - в зловещих и страшных событиях недостатка нет, как и в ложных линиях, обманчивых успехах и прочих детективных составляющих.
Новый триллер Степановой имеет интересную особенность. «Работая с материалом, я поражалась тому, насколько остро и злободневно связаны история и современность, когда события прошлого так напоминают нашу непростую реальность», - пишет автор. Что ж, подобные параллели замечает едва ли не каждый писатель, обратившийся к исторической фактуре. Однако большинство авторов стараются избежать упреков в актуализации, Степанова же, наоборот, жаждет, чтобы читатель такие параллели провел, и даже отказывается считать свою книгу исторической, предлагая каждому самостоятельно выбрать век, в 20-х годах которого происходят события.
Нельзя сказать, чтобы авторское намерение сделать текст вневременным вполне осуществилось, и мешает этому не только тщательно прописанный исторический антураж. То есть, конечно, люди всегда люди, поэтому параллели между веками всегда обнаружатся. Что же до героев этого исторического триллера… Здесь читатель едва ли найдет много совпадений с современностью. Хотя бы потому, что жандарму Комаровскому не приходит в голову класть в свой карман деньги, предназначенные для питания подчиненных, да и его политические взгляды - это именно взгляды, убеждения, а не бандитские понятия. Не говоря уже о его представлениях о долге и порядочности, которые в «Имеющий уши, да услышит» делают Комаровского чрезвычайно обаятельной фигурой - в отличие говорить даже смешно от кого.
Когда популярный писатель (неважно, по какой причине, хоть бы и спасаясь от выгорания) решает что-то изменить в своем творчестве - жанр ли, время ли действия книг - это всегда вызывает настороженность. А вдруг изменения получатся неорганичными, вдруг, увлекшись ими, автор растеряет то, за что его и полюбили читатели? Новый триллер Татьяны Степановой позволяет вздохнуть с облегчением и читать с увлечением.