По заявлению Минтранса России к разработке Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года были привлечены ведущие консалтинговые компании: McKinsey и Bain. Указанные компании давно работают на рынке консалтинговых услуг и разрабатывают Транспортные стратегии для большинства развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. Ожидаемо, что итоговая версия, разработанной по заказу Минтранса России Транспортной стратегии Российской Федерации с одинаковым успехом подойдет для любой из перечисленных стран.
В нынешнем виде результат разработки Транспортной стратегии Российской Федерации представляет собой попытку западных консультантов вместить в единый документ все известные в мире подходы и решения по развитию транспортной инфраструктуры. К сожалению, в представленной стратегии отсутствует основополагающий анализ особенностей нашей страны, как самого большого государства на планете, его места с точки зрения обширной территории, населения, ресурсов и текущего экономического развития. Интересы государства, задачи и функции государства в транспортной сфере выходят далеко за пределы решения задач развития экономики, таких как снижение транспортных издержек в стоимости товаров, повышение конкурентоспособности различных систем транспорта. Транспортная стратегия - это документ формулирования целей и задач стратегического развития, связанных, в первую очередь, с безопасностью, обороноспособностью, территориальной целостностью страны, а также качеством жизни ее граждан. К сожалению, эти приоритеты никак не обозначены в Транспортной стратегии Российской Федерации. Формулирование целей развития страны, направленных на обеспечение ее безопасности, обороноспособности и территориальной целостности, объективно трудно ожидать от американских разработчиков Транспортной стратегии Российской Федерации.
Развитие транспортной системы Российской Федерации нельзя спланировать по образу и подобию тех стран, где живут и работают консультанты из компаний McKinsey и Bain. Это развитие нельзя спланировать и по образцу тех стран, в которых разработанные западными консультантами стратегии, успешно реализовались. Российская Федерация - страна с огромной территорией, нуждается в совершенно уникальных подходах и рецептах по развитию своей транспортной инфраструктуры. Ведь с одной стороны, значительные пространства недостаточно освоены с точки зрения их пространственной доступности, использования преимуществ и богатств этих территорий, с другой стороны в большинстве крупных и крупнейших агломераций России наблюдается стремительный рост транспортных издержек. В отличие от большинства стран, решивших и решающих эти задачи последовательно, Российская Федерация в настоящий момент времени вынуждена решать их параллельно.
Транспорт - это не самоцель, а лишь средство ее достижения, удовлетворения человеческих потребностей и решения, связанных с ними задач. Потому довольно странным в Транспортной стратегии выглядит формулирование основополагающей цели как повышение мобильности населения. Мобильность населения является объективно обусловленным процессом и не нуждается в управленческих воздействиях, направленных на ее повышение, либо понижение. Объём таких перемещений, а также изменение этого объёма не может являться целью развития транспортного комплекса. Транспортная подвижность - это выбор конкретных людей, которые в состоянии сделать это выбор самостоятельно. При этом задача органов власти всех уровней предоставить возможность такого выбора для своих граждан в максимально широком диапазоне возможностей. Исходя из этого, совершенно необоснованными и притянутыми в Транспортной стратегии выглядят отдельные мероприятия по сдерживанию подвижности населения с использованием индивидуального транспорта. Абсолютное большинство государств, исповедующих в настоящее время такой подход, имеют совершенно иные показатели освоения территорий, автомобилизации, урбанизации и плотности населения.
Совершенно нелепыми с точки зрения масштабов страны выглядят задачи и мероприятия по глобальному сокращению выбросов парниковых газов в процессе развития транспортной системы, меры направленные на сдерживание автомобилизации, обусловленные изменением климата на планете. Очевидно, что необходимость постановки и решения таких задач в настоящее время не находит поддержки в широких слоях населения. Проблемы снижения качества жизни в городах, в результате деятельности транспорта сконцентрированы в небольшом количестве крупных и крупнейших агломераций, для решения которых не требуется формулирование задач федерального уровня, а также вынесения их в Транспортную стратегию Российской Федерации. Избыточное внимание к вопросам функционирования транспорта в ряде крупнейших агломераций ставит под сомнение масштабность, полноту и целостность разработанного документа, как федеральной стратегии огромного по площади государства, как инструмента, реализующего важные геополитические и стратегические задачи развития государства.