Posted 2 декабря 2021,, 13:22

Published 2 декабря 2021,, 13:22

Modified 7 марта, 13:14

Updated 7 марта, 13:14

Вертинский

Перетерпеть или восхититься? Любители кино обсудили «Вертинского» от Дуни Смирновой

2 декабря 2021, 13:22
Фото: Кадр из сериала
Вертинский
Новую киноработу жены Чубайса Авдотьи Смирновой профессионалы приняли довольно скептично, тогда как простые зрители – на ура.
Сюжет
Сериалы

Социальные сети уже несколько дней активно обсуждают сериал Авдотьи Смирновой, которая как известно, несколько лет назад вышла замуж за Анатолия Чубайса - «Вертинский». Одним из его спонсоров выступил Роман Абрамович, а продюсером стал Константин Эрнст, - факты, которые привлекли к этой работе дополнительное внимание, поскольку по разным оценкам, стоимость одной серии составила заоблачные для отечественного кино 70-100 миллионов рублей! (До этого рекорд принадлежал «Борису Годунову», и был вдвое ниже). Тем более, что и снялись в фильме такие звезды, как Ксения Раппопорт и Анна Михалкова. А исполнителя заглавной роли Алексея Филимонова эта работа и прославила. И все же… До этих пор фильмы Смирновой не отличались особым блеском, пройдя, и справедливо, мало замеченными. Поэтому и ожидание «Вертинского» было несколько настороженным. Это чувство хорошо выразила в коротком посте одна из зрительниц - Елена Соколова:

«Мамуля села смотреть сериал. «Вертинский» который. Она сказала, что должна его посмотреть обязательно. Это же про Вертинского. Сделала многозначительное лицо.

Глазами намекнула: «Вертинский» — это глубина. Это гениально. Несомненно. Иначе просто быть не может.

Первая серия гениального сериала началась крупным планом голой, простите, жопы…»

А что же на самом деле? Тут мнения в Сети разошлись кардинально, причем, в стане критиков в основном оказались зрители, имеющие отношение к культурному процессу, профессионалы, а в другом – так называемые, простые зрители. Филолог и радиоведущий Иван Толстой, специалист по культуре русской эмиграции нашел в сериале довольно неприятные несообразности:

« …Тут нужно вообще сказать, упрек предъявить Авдотье Смирновой, несмотря на то, что ее фильм в целом я оцениваю положительно, вектор общий, результирующее положительное, но это, конечно, большой минус: эмиграция у нее показана маленьким сегментом, показаны идиоты, которые заседают в этом непонятно почему-то шикарном парижском помещении и обсуждают, что России нужны хоругви и плетки, розги, мы должны с ними вернуться.

Вообще, честно говоря, вслух произносят, что нужно совершать теракты на территории СССР. Какая клюква! О каких терактах могли говорить вслух? Да это секрет секретыч, это закрытые были организации, которые это обсуждали … бомбы подбрасывали. Но об этом не говорится в общем зале при открытых окнах в хорошую парижскую солнечную погоду. Вот это полная клюква. Так что, если говорить об этом сюжете парижском, то это в фильме не «Мадам Клико», а «Мадам Клюкво». … Но, извините, а где интеллектуальная эмиграция, где литературная?»

Очень любопытную, «геополитическую» реплику оставила по поводу «Вертинского» украинская журналистка и искусствовед Юлия Пятецкая:

"Узнала, что Авдотья Андреевна Смирнова сняла сериал про Вертинского. При поддержке Первого канала, Абрамовича и других замечательных людей. Побігла дивитись. Ну любопытно же, как говорил Аркадий Гайдар в парикмахерской. Интересно же, где они Киев снимали. При поддержке Абрамовича. Нельзя ж про Вертинского без Киева.

Киев - родина нежная,

Звучавшая мне во сне,

Юность моя мятежная,

Наконец ты вернулась ко мне.

Интересно, интересно ж, думаю. Как они все это покажут. Сиротство, противная тетка, которая его дубасила, с сестрой разлучили. Из всех киевских гимназий исключили, потом из дома выгнали. Бродяжничал, босячил, подрабатывал в театре Соловцова («У Соловцова я окончательно убедился, что искусство требует жертв»), писал рецензии и фельетоны в киевские газеты под псевдонимом Граф Нивер, продавал открытки, работал грузчиком. Подружился с Софьей Зелинской, в доме которой по улице Владимирской, 67 бывали всякие интересные люди - от Бердяева до Малевича. Захожу, короче, посмотреть на Киев, а там в первой серии - уже Москва, голая жопа Вертинского, ему 25 лет, и он ищет кокаин.

Вспомнила рассказ Андроникова «Первый раз на эстраде». Андроников, когда вышел к публике впервые, так сильно нервничал и начал с главного: «Танеев родился от отца и матери! Танеев, он не кастрюли паял, а сочинял творения!»

Так и у Авдотьи Андреевны. Начала с главного. Родился от отца и матери, с голой жопой, но сразу 25-летним, в Москве и начал искать кокаин. Залезла в Википедию, чтоб узнать подробнее, може, там в восьмой серии про детство и Соловцова. Пишут, что Вертинский жил и выступал в Москве, Константинополе, Париже, Берлине, Нью-Йорке, Харбине, Лос-Анджелесе и Шанхае. И «жизнь артиста рассказана через его главные песни». Слушайте, вы б там закусывали. Сукины дети.»

Не в восторге от сериала писательница и переводчица Надежда Беленькая:

«Нет, это не ужас-ужас. Хотя подбиралась я к нему, превозмогая себя. Во-первых, я не люблю сериалы. Есть исключения, но в основном не могу себя усадить за фильму, которая длится четыре сезона по 12 серий. «Игру престолов» смотрела исключительно за компанию с Гришей. Впечатление – никакое. Ноль впечатлений. Я не игрок в игры и плохо воспринимаю выдуманные миры (настоящие-то с трудом, а это так и вовсе).

Во-вторых, для меня Вертинский фигура близкая, интимная, из смешного ненастоящего буффонного мирка, который я так полюбила в 17 и через который добиралась уже своими силами до многого другого, я имею в виду вкусы и предпочтения.

В общем, это все несерьезно. Там даже серьезное несерьезно. Не надо ни к сериальному, ни к настоящему Вертинскому кидаться со сложными щами.

А в фильме надо как-то перетерпеть первую серию. Потому что как раз в ней и собралось все то, чего я опасалась: клише на клише, ломание, кривляние, сплин-кокаин. Но дальше, честное слово, все лучше. Не Бог весть как, но лучше. Моих чувств не посрамило. И ваших не посрамит, если не будете ждать от него чего-то более сериала. Конечно, Марлен Дитрих, болтающая по-русски, это о-о-о. Или эротическая сцена с Верой Холодной и Вертинским в постели. И все-таки бывает хуже, честное слово. Сильно хуже. К тому же могло пахнуть деньгами, а этого, к счастью, нет. Если сомневаетесь, смотреть или нет, посмотрите, не побрезгуйте. Только как бы со второй серии. А первую уж как-нибудь, под блины…»

Писатель и журналист Дмитрий Стахов высказался коротко и сердито:

«Какое феерическое, удивительно-поразительное фуфло этот ваш «Вертинский» (хватило на 12 мин.) - бездарь на бездари катается по бездарно декорированному павильону, а за ними бездарные операторы и звуковики, одним словом, Эрнст правильно потратил бабки…»

Зато «простой» блогерше Инне Петровой кино понравилось:

«В кои-то веки, похоже, реально достойная кинопремьера на первой кнопке. Вышитая тонкими, филигранными линиями, мощная работа. Причем шьют по-живому. Несколько раз расплакалась, пока смотрела первые две серии (я избалованный зритель, поэтому так реагирую редко).

Есть и «так себе» моменты: какая-то не то вялость, не то занятнутость некоторых эпизодов. Но они компенсируются пробивающими насквозь режиссерскими находками. Паулина в роли Веры Холодной – спорно, но, в принципе, этот образ она на «троечку» вытягивает.

Алексей Филимонов в главной роли – настоящее открытие. Виртуозное, глубокое, достоверное погружение в образ. Пока что, после просмотра двух серий, фильму Авдотьи Смирновой – «браво». Интересно, что будет дальше…»

А блогерша Наталья Сурикова справедливо порекомендовала всем еще не посмотревшим сериал, составить свое собственное мнение:

«Наш народ, как водится, нашел очередной повод для... Теперь под раздачу попал сериал "Вертинский". Ладно бы благородно скрещивали шпаги, а то ведь опять и снова выплёскиваем из себя всё - хорошее и не очень, не стесняясь в выражениях.

Как уж тут пройти мимо и не подкинуть дровишек в топку?

Меня удивляет, когда спрашивают: «Смотреть или не смотреть? Хороший фильм или плохой?» Зачем судить о фильме по мнениям других? Разве от того, что одним он нравится, а другие его ругают, моё восприятие изменится? Это же всегда очень личное дело каждого.

Мне, например, фильм нравится. Даже если самые мудрые киноведы будут убеждать в том, что фильм плохой уже потому, что поставила его дочь Смирнова и жена Чубайса, (аргумент типа зашибись), я лично фильм пока принимаю. Надеюсь, следующие серии меня не разочаруют.

И мне кажется достоинством даже то, за что его многие ругают. Да, конспективно, но в то же время очень точно передана именно атмосфера того времени, детали, особенности. И да, кокаин. Богема без кокаина тогда вообще не существовала. И богема, кстати, тоже. И не только без кокаина.

Казалось бы, всё мы о той эпохе знаем, а фильм многое помогает увидеть и прочувствовать как-то особенно пронзительно, ностальгически и больно.

Но самое главное, на мой взгляд, это прекрасная актерская работа Алексея Филимонова. После «Вечернего Урганта» с его участием я неожиданно и с удивлением для себя увидела в Филимонова очень интересного, глубокого актёра. Совсем другого человека, не такого, каким он был у Ивана. И это тоже говорит об Алексее как о думающем актёре, способном меняется до неузнаваемости в зависимости от предлагаемых обстоятельств.

Мне очень импонирует, как в сериале прописан образ самого Вертинского. Деликатно, с любовью. Благодаря фильму я узнала и полюбила его не только как неординарную творческую личность, но и как талантливого, тонко чувствующего, глубоко интеллигентного человека, способного любить.

Ведь талант это и есть способность любить, сочувствовать и отдавать.

Спасибо всем создателям сериала. Если спорим, значит цепляет. А отношение к деталям и к душе человеческой в наших фильмах особенное. И кинематограф наш жив. И актеры у нас есть хорошие. И сценаристы, и режиссеры, и продюсеры. Даже если они миллиардеры, либералы или жены миллионеров…»

"