Posted 23 ноября 2021,, 13:55

Published 23 ноября 2021,, 13:55

Modified 7 марта, 12:53

Updated 7 марта, 12:53

Суркову на заметку: «глубинный народ» давно не испытывает имперских амбиций

23 ноября 2021, 13:55
Дмитрий Михайличенко
Россияне видят в неоимперских проектах не пользу для себя, а лишь бюджетную нагрузку и санкционные риски

Очередной текст экс-куратора внутренней политики В.Суркова дает хорошее диагностическое состояние Системы, но формирует, мягко говоря, странные, грубо говоря - опасные рецепты. Главный из них: преодолеть внутреннюю турбулентность нужно за счет внешней экспансии. Логика российской цивилизации, по Суркову, заключается в «неустойчивом стремлении за собственные пределы».

На это хочется спросить: что является имперскостью в современном глобализированно-ковидном мире, и какие факторы обеспечивают это стремление за собственные пределы? Мягкая сила? Да. Технологическое доминирование? Да. Финансовый капитал? Да. Присоединение территорий? Нет. Вхождение в состав России Крыма или, гипотетически, Абхазии, создание специфических инструментов в виде союзного государства России и Белоруссии - это эффективная и современная имперская политика? А кто еще в современном мире так действует? Даже Румыния спокойно ждет, когда поколение советских людей уйдет, и готовится лет через 5-10 референдум (всеобщий) о вхождении в ее состав Молдавии. Логика территориальной экспансии - это логика абсолютистских государств XVII-XIX вв. и логика тоталитарных государств первой половины ХХ в.

Анализируя ситуацию с помощью анахроничного понимания имперскости, вряд ли можно получить здоровые и работающие рецепты для будущего. Сейчас другие инструменты имперской экспансии, диагностику состояния которых экс-куратор внутренней политики не проводит. У России нет привлекательного образа мягкой силы, которая позволяет сформировать имперскую логику. Ее огосударственная экономика полна корпорациями-зомби, которые требуют постоянной подпитки и страдают монополистическими замашками. Низкие темпы роста ВВП и отчетливые перспективы снижения доходов населения, корректировать которые будут с помощью методологии Росстата, а не за счет эффективных мер поддержки малого и среднего бизнеса. Даже Таджикистан не желает вхождения в Евразийский экономический союз. Показательно? Вполне.

Сурков развивает «неустойчивое стремление за», однако пассионарная основа такой экстенсивной имперскости в российском обществе отсутствует. Вхождению Крыма в состав России «глубинный народ» был рад, однако сейчас уже преобладают более полярные настроения, среди которых: «Крым-то наш, да у людей в продуктовых магазинах такие глаза, будто Крым - не наш». Россия всегда развивалась как империя? Да, но, история (а не пропагандистское ее прочтение) дает хорошую пищу для размышлений. Например, вхождение Прибалтики в состав СССР в 1940 г. какой эффект дало для советской империи? Был инкорпорирован нелояльный советской системы элемент, который в итоге не дал результатов с точки зрения развития соцлагеря. А при распаде СССР прибалтийский субстрат очень значимую роль. Да, при Александре II можно было завоевывать Центральную Азию: феодальные ханства не могли сопротивляться регулярной и современной русской армии. В итоге генералы вешали себе на грудь ордена и медали и слали в Петербург отчеты о новых победах, а общество получало имперскую подпитку. А спустя несколько десятков лет настала русско-японская война, а потом и Первая мировая война, которая для России завершилась совсем не так победоносно, как среднеазиатские походы.

Характерно, что почитаемый Путиным Александр III не очень-то жаловал эту Большую игру в Средней Азии, которая, по сути, так и не стала таковой. Сурков говорит, что либерализация невозможна и система сильна, однако сильному управленческому организму вряд ли нужна очередная симулякративная подпитка имперскостью, которая долгосрочных перспектив не имеет. А главное - имперские амбиций «глубинный народ» уже не испытывает. По одной простой причине: он не видит в них профита для самого себя. Польза от неоимперских проектов сомнительна, а бюджетная нагрузка и санкционные риски очевидны. Российский социум утратил пассионарность, поэтому экспансионистские замыслы лишь усилят стадию распада. что либерализация невозможна и система сильна, однако сильному управленческому организму вряд ли нужна очередная симулякративная подпитка имперскостью, которая долгосрочных перспектив не имеет.

Специально для канала «Кремлевский безбашенник»

"