Posted 23 ноября 2021, 09:04
Published 23 ноября 2021, 09:04
Modified 7 марта, 12:59
Updated 7 марта, 12:59
Геннадий Чародеев
Накануне Великой Отечественной войны Краснознаменный Балтийский флот имел в своем составе 65 подводных лодок, но только половина из них была готова вести боевые действия. Среди них – М-96.
Служба на «Малютке», по признанию ветеранов-подводников, считалась делом изнурительным и опасным. Особых удобств для экипажа не было – лодка выходила в море на 2-3 дня. Нередко моряки несли службу в условиях сильной «болтанки».
Но главной заботой моряков была слабая матчасть «Малютки» - один вал, один дизель, один электродвигатель, два носовых 533-мм торпедных аппарата (с двумя торпедами) и одно 45-мм орудие 21-К. Однако во время войны подлодки типа «М» были призваны выполнять боевые задачи куда сложней, чем те, на которые были рассчитаны их технические возможности - атаковать вражеские корабли и днем, и ночью.
Несмотря ни на что, экипажи этого типа подводных кораблей с честью и достоинством исполняли свой воинский долг. Примером тому может служить экипаж М-96.
Залповым огнем по фашистам
Войну «эмка» встретила под командованием знаменитого капитана 3-го ранга Александра Маринеско – одного из самых результативных командиров-подводников советского флота. К 1944 году экипаж уже совершил шесть сложнейших боевых походов, побывав в разведке, в том числе на Ладожском озере.
«Малютка» воевала геройски. Вот только несколько примеров. 14 августа 1942 года в районе маяка Порккалан-Каллбода подлодка одной торпедой атаковала транспорт из состава немецкого конвоя. Дистанция залпа составляла 12 кабельтовых. Уже через 1 минуту на М-96 услышали сильный взрыв. После выпуска торпеды легкая субмарина не удержалась на глубине и всплыла, показав над водой рубку. Вблизи горел крупный военный транспорт, перевозивший уголь для Германии.
По данным многих источников, торпедой с М-96 у острова Рюген был потоплен финский транспорт «Хелене». Иногда жертвой «эмки» называют немецкую тяжелую плавбатарею SAT-5.
Каждый раз после выпуска торпеды сторожевые корабли контратаковали советскую субмарину, сбрасывал на нее глубинные бомбы, от разрывов которых М-96 не раз получала повреждения.
Так продолжалось до марта 1943 года, когда Александра Маринеско назначили командовать другой лодкой, а командиром М-96 стал капитан-лейтенант Николай Карташёв.
Седьмой боевой поход
Мечта Гитлера захватить Ленинград и превратить Балтику и Финский залив во внутреннее море рейха так и не сбылась. В январе 1944 года Красная Армия полностью сняла вражескую осаду города на Неве.
Недолго продержалась и «минная» блокада Финского залива. В сентябре 1944 года из войны вышла Финляндия и открыла для советских подводников свободные от мин и стальных сетей шхерные фарватеры вдоль своих берегов.
Кстати, всего за годы войны только в Финском заливе было установлено 66 500 мин. «Суп с клецками», - с горькой иронией называли моряки привычные для себя фарватеры. А сейчас плавать в них без разминирования было смертельно опасно.
Тем не менее, как считает историк Мирослав Морозов, советские подводные лодки получили в свое распоряжение открытый путь вдоль финского побережья, по которому они могли выйти в Балтийское море. И командование Балтфлота приняло решение направить в разведку в южную часть Финского залива М-96.
«Настаивать на развертывании подводных лодок в заминированной части Финского залива, в районе заграждения «Зейгель», на мой взгляд, было совершенно безрассудно», - отметил историк.
Но, как бы там ни было, 7 сентября 1944 года «Малютка» получила приказ и отправилась в свой седьмой боевой поход. Двигаясь по рекомендованному маршруту, северней острова Большой Тютерс, подлодка сумела форсировать все заграждения «Зееигель».
До 20 сентября субмарина должна была вести разведку - выявить безопасные ходы по заливу – фарватеры, систему противолодочной обороны фашистов и количество дозорных кораблей противника. И с этими данными вернуться на базу.
Но в точку рандеву со сторожевыми катерами лодка не прибыла ни 20-го, ни 21 сентября. На связь тоже не вышла. М-96 и ее экипаж командование Балтфлота признало без вести пропавшими. Так считалось долгих 77 лет.
Как на самом деле погибла «Малютка»?
Поисками пропавшей советской субмарины занялась международная экспедиция в составе российской «Разведывательно-водолазной команды» и эстонской - Maxstar Explorer.
Историк и дайвер, Михаил Иванов, который не раз сам опускался на дно Балтийского моря, рассказал: «Мы безуспешно искали М-96 несколько лет, полагая, что она погибла на заграждениях «Зееигель». То есть в пределах нынешних российских территориальных вод. В 2020 году обратились к нашим коллегам из Эстонии – поисковой команде Maxstar Explorer. Они своим гидролокатором и нашли в Нарвском заливе объект, похожий на нашу субмарину. Сразу же подтвердилось, что на дне действительно находится М-96. Это стало понятно по известным нам особенностям ее конструкции».
Осмотр показал - субмарина погибла в надводном положении. Вероятно, взрыв мины произошел в ночное время, когда М-96 заряжала аккумуляторные батареи.
«Лодку мы обнаружили с открытым рубочным люком, с телеграфом в положении «Полный вперед» и с рулем, повернутым вправо. Корпус «Малютки» переломлен – мина взорвалась под носовой частью субмарины», - отметил Михаил Иванов.
Историк Мирослав Морозов считает, что М-96, скорее всего, погибла 10 сентября (по другим данным – 7 или 8 сентября) в 3:48 ночи. Именно в это время немецкая подводная лодка, находившаяся в Нарвском заливе, зафиксировала своей гидроакустикой взрыв мины. Еще в начале июня 1944 года, чтобы остановить атаки советских торпедных катеров на немецкие дозорные корабли, фашисты выставили в заливе три дополнительных минных поля из противолодочных мин UMB. Новые участки оказались как раз в зоне, которую патрулировала М-96.
Михаил Иванов уточнил: «Эмка» правым краем носовой оконечности задела немецкую мину UMB. Всего-то тридцать килограммов взрывчатки! Но для такой маленькой лодки этого было достаточно - у нее смялась вся нижнюю часть корпуса.
На теле лодки дайверы обнаружили пробоину, размером с пол квадратного метра. Кроме того, по версии специалистов, в надводном положении лодка шла с открытыми переборками, вентилировала отсеки. Из пробоины в субмарину хлынули тонны воды. Лодку затопило почти мгновенно.
Контуженные от взрыва краснофлотцы, видимо, уже не могли бороться за жизнь, поэтому кормовой люк так и остался задраенным – выйти из тонущей лодки, видимо, никто и не пытался.
Большинство членов экипажа погибло сразу, тех, кто находился на мостике, ударной волной сбросило в воду. И нет сегодня никаких документальных свидетельств того, что тела краснофлотцев были обнаружены у берега. Так что, по всем канонам, эта лежащая на дне подводная лодка –братская могила. Но в Эстонии строгие правила по охране подобных объектов, к ним нельзя прикасаться...
Интересно, что в 120 метрах от остова М-96 был обнаружен немецкий малый тральщик R73, который подорвался на мине и затонул 14 июня 1944 года. Как оказалось, погиб немецкий корабль на том же немецком минном поле, что и М-96.
Митрополит Таллиннский и Всея Эстонии Евгений (Решетников) отслужил литию по экипажу подводной лодки М-96 в точке ее гибели - в эстонской части Финского залива. По традиции, на воду спустили венки.
Память о погибшем экипаже М-96 навсегда останется в истории Российского флота. Вот имена героев:
Карташёв Николай Иванович, капитан-лейтенант, командир ПЛ;
Бутышкин Николай Никифорович, капитан 2-го ранга, офицер-оператор штаба БрПЛ КБФ;
Ильин Петр Михайлович, инженер-капитан-лейтенант, командир БЧ-5;
Антипов Евгений Тихонович, старший лейтенант, помощник командира ПЛ, командир БЧ-1;
Головань Григорий Иванович, старший лейтенант, командир БЧ-3;
Глазунов Виктор Георгиевич, мичман, старшина группы торпедистов;
Петровский Иван Тимофеевич, старшина группы мотористов;
Сухов Максим Никитович, старшина группы рулевых, боцман;
Бережной Александр Михайлович, старшина 1-й статьи, командир отделения радистов;
Изотов Григорий Петрович, старшина 1-й статьи, командир отделения трюмных;
Кудрявцев Василий Андреевич, старшина 1-й статьи, командир отделения штурманских электриков;
Потанин Иван Александрович, старшина 2-й статьи, старший электрик;
Козлов Николай Кузьмич старшина 2-й статьи, командир отделения рулевых;
Лавров Александр Васильевич; старшина 2-й статьи, старший моторист;
Рыбин Василий Спиридонович, старший краснофлотец, командир отделения мотористов;
Филиппов Алексей Филиппович, старший краснофлотец, командир отделения акустиков;
Васильев Михаил Васильевич, старший краснофлотец, старший электрик;
Лапшин Николай Петрович, старший краснофлотец, старший рулевой;
Суменков Алексей Дмитриевич, старший краснофлотец, старший торпедист.
Друзев Прокопий Гаврилович, краснофлотец, рулевой;
Коробкин Тимофей Трофимович, краснофлотец, радист;
Тузов Владимир Егорович, краснофлотец, трюмный.
Вечная память героям!