Posted 18 октября 2021, 07:43

Published 18 октября 2021, 07:43

Modified 7 марта, 13:08

Updated 7 марта, 13:08

«Малютка» возвращается из небытия: М-95 стала братской могилой для экипажа

18 октября 2021, 07:43
Каждый раз, проходя острова Гогланд и Большой Тютерс в Финском заливе, корабли Балтийского флота отдают почести экипажу советской подводной лодки М-95, «налетевшей» на немецкие мины 15 июня 1942 года. Только в наши дни стали известны подробности этой драматической истории.

Геннадий Чародеев

По данным ООН, на дне Балтийского моря покоятся останки порядка 800 подводных и надводных судов, принадлежавших России, Германии, Швеции, Финляндии, Польше и другим странам. Все они погибли во время двух мировых войн и в штормовую погоду.

Накануне Великой Отечественной войны Краснознаменный Балтийский флот имел в своем составе 65 подводных лодок, но только половина из них была готова вести боевые действия. Среди них - 9 субмарин серии «М». Экипажам двух бригад была поставлена задача: атаковать немецкие караваны судов и передавать в штаб донесения обо всех передвижениях флота противника.

Весной 1942 года Военный совет Балтфлота в своей директиве задачу для ПЛ усложнил: помешать поставкам меди, леса и руды из Финляндии и Швеции в Германию. Но как прорваться в большую Балтику, если враги каждую неделю ставили в Финском заливе все новые и новые минные заграждения?

Военные историки считают, что именно минные поля были основным средством борьбы немцев с подводными лодками в Балтийском море. К началу войны военные технологии - в первую очередь морские мины и системы их постановки - позволили использовать ограниченность выхода советских судов из Финского залива. Если еще в начале XX века Россия могла отправить из Кронштадта в Мировой океан огромную эскадру, то в 1941 году многоуровневыми заграждениями из тысяч мин немцы фактически заперли советских подводников в Финском заливе. Большинство потерь наших подводников приходилось именно на морские мины.

Тем не менее, разведку маршрутов поручили самым маленьким подводным лодкам – 45-метровым «Малюткам».

Конструктором довоенного проекта новой лодки, которую моряки называли «Малюткой», стал военный инженер П.И. Сердюк. Серия состояла из 46 лодок типа «М», которые были разбросаны по многим морским базам в СССР.

- Служба на «Малютке», по признанию советских моряков-подводников была делом изнурительным и опасным, - рассказал «НИ» доктор технических наук, профессор, вице-адмирал запаса Тенгиз Борисов, - Одна из основных причин, почему эти лодки делали такого размера – возможность перевозить их в собранном виде на железнодорожных платформах. «Малютки» использовали в основном для защиты побережья. Особых удобств для экипажа не было – лодка выходила в море на 2-3 дня. Нередко моряки несли службу в условиях тяжелой болтаанки - волны то и дело безжалостно швыряли 200-тонный «поплавок», рискуя разломать его на части. Но главной заботой моряков была надежность подлодки - один вал, один дизель, один электродвигатель и слабое вооружение на борту.

Подводники, служившие в войну на «Малютках», рассказывали: узкое пространство внутри субмарины создавало невероятные трудности для существования и работы экипажа. Для того, чтобы разойтись в дизельном отсеке двум людям, один должен был стать на четвереньки, а другой через него перепрыгнуть.

Однако во время войны подлодки типа «М» были призваны выполнять боевые задачи куда сложней, чем те, на которые были рассчитаны их технические возможности - атаковать вражеские корабли.

«Малютки» попадали в достаточно сложные ситуации, из которых зачастую целому ряду экипажей только чудом удалось остаться в живых. Несмотря ни на что, по признанию вице-адмирала Борисова, экипажи этого типа подводных крейсеров с честью и достоинством исполняли свой долг. Примером тому может служить экипажа М-95.

Участники 10-й экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» с помощью команды профессиональных дайверов обнаружили прямо напротив острова Гогланд на дне Финского залива погибшую в 1942 году советскую подводную лодку М-95, которой командовал капитан-лейтенант Леонид Федоров. Долгие годы о судьбе экипажа никто толком ничего не знал – краснофлотцев считали пропавшими без вести.

Из архивных материалов, обнаруженных историком Мирославом Морозовым, известно, что 13 июня 1942 советская подлодка М-95 вышла на разведку в район острова Гогланд, занятого гитлеровцами. По приказу командира она выпустила две торпеды (видимо по ошибке) по выбросившемуся на камни, еще во время Таллиннского перехода в 1941 года, немецкому транспорту «Шауляй».

В тот же день «Малютка» вернулась на базу в Лавенсари и, загрузив торпеды, снова вышла на позицию.

По мнению историка Морозова, у северной оконечности острова Гогланд лодка погрузилась, чтобы не быть замеченной вражеской разведкой. «Малютка» пошла в подводном положении, отважно форсируя финское минное заграждение «Рукаярви» («Морской еж»), закрывавшее выход в Финский залив. И там рано утром 15 июня береговой пост и немецкий дозорный охотник фактически одновременно зафиксировали взрыв мины на расстоянии пяти миль от берега.

Финские и немецкие летчики в течение нескольких суток «утюжили» то место, где погибшая советская подлодка лежала на грунте. (Во всяком случае, на корпусе обнаруженной дайверами ПЛ, хорошо видны следы от взрывов авиабомб).

Позже вражеская разведка зафиксировала в этом районе Финского залива огромное масляное пятно.

Во время экспедиции катер «Разведывательно-водолазной команды» прошел ровно в том месте, где курс М-95 пересекался с линиями минного поля. На экране гидролокатора поисковики увидели вытянутый силуэт советской субмарины. Судя по размерам, на глубине 60 метров лежит именно «Малютка» - М-95.

Поисковики установили: «Малютка» лежит на плотном грунте, корпус сильно пострадал от рыбацких сетей, ограждение рубки полностью разрушено. Нос подлодки сильно смят, видимо, от удара о дно. Все рули - в нейтральном положении.

Осмотр лодки дал специалистам возможность восстановить хронику трагических событий.

Скорее всего, двигаясь в подводном положении, субмарина задела минреп – трос якорной морской мины ЕМС. Они были снабжены трубкой Ка – специальной защитой от уничтожения тралами – приспособлениями для вылавливания и подрыва боеприпасов.

«Трубка Ка, - пояснил Мирослав Морозов, - представляла собой гофрированный рукав, надетый на минреп. При трении о корпус

подводной лодки этот рукав начинал перемещаться кверху, и, таким образом, срабатывал «замыкатель», стоявший на донной части якорной мины. Потом – взрыв».

ПЛ с ее хрупким корпусом сразу получила повреждения, которые вывели из строя все устройства и механизмы субмарины.

Дайвер и военный историк Михаил Иванов, который сам опускался на дно Финского залива и все видел собственными глазами, высказал свою версию: подлодка начала стремительно пикировать, продолжая двигаться вперед, носом ударилась о плотный песчаный грунт. После чего носовая оконечность «Малютки» смялась и поднялась вверх.

Предположительно, лодка шла с большой скоростью – 3-4 узла и продолжала двигаться по инерции. Опускаясь вниз, она пропахала грунт, пройдя порядка 100 метров.

Когда дайверы осматривали субмарину, то обнаружили, что кормовой аварийный люк приоткрыт. Это навело на страшное предположение: в момент удара люди были живы и находились, скорее всего, в кормовых отсеках.

Тогда, после страшного взрыва, на глубине 63 метра, в абсолютной темноте, в ледяной воде по плечи, выжившие советские подводники нашли в себе силы делать то, что на флоте называют «борьбой за живучесть».

Согласно инструкции, моряки переоделись в костюмы, дальше затопили центральный отсек. Потом стали пытаться открыть кормовой люк, но... не смогли. По иронии судьбы, стойка леерного ограждения, спроектированная, вероятно, для удобства подводников, выходящих из субмарины, погнулась от взрывной волны и заблокировала люк. Он все же приоткрылся на 20-30 см, но в это отверстие пролезть было невозможно…

Так, при выполнении боевой задачи прямо под носом у врага героически погиб экипаж подлодки М-95. Маленькая субмарина стала братской могилой для капитан-лейтенанта Федорова и 19 его товарищей.

Дайверы разведывательно-водолазной команды установили на корпус лодки мемориальную табличку с именами героев. Вот они:

Леонид Федоров, капитан-лейтенант, командир корабля;

Илья Рывчин, полковой комиссар, военком бригады ПЛ КБФ;

Сергей Козлов, старший лейтенант, помощник командира;

Михаил Сенин, старший инженер-лейтенант, командир БЧ-5;

Иван Ишмурзин, старшина 1-й статьи, боцман;

Александр Кузьмин, старшина 2-й статьи, командир отделения рулевых;

Иван Веденин, старший краснофлотец, старший рулевой;

Иван Петров, старший краснофлотец, старший рулевой;

Георгий Цыганов, старшина 1-й статьи, командир отделения штурманских электриков;

Владимир Гордиенко, старшина 1-й статьи, старший торпедист;

Николай Торопов, старший краснофлотец, старший торпедист;

Александр Пономарев, старшина 2-й статьи, командир отделения акустиков

Александр Кучерявый, краснофлотец, командир отделения радистов;

Елисей Куроптев, главный старшина, старшина группы мотористов;

Всеволод Семичев, старшина 2-й статьи, командир отделения мотористов;

Василий Митошин, старший краснофлотец, старший моторист;

Александр Рыбалов, старший краснофлотец, командир отделения трюмных;

Петр Иванов, краснофлотец, трюмный;

Георгий Иванов, старшина 2-й статьи, старший электрик;

Николай Аракчеев, старший краснофлотец, старший электрик.

Вечная память героям!

Подпишитесь