Posted 9 июля 2021, 13:17
Published 9 июля 2021, 13:17
Modified 7 марта, 13:48
Updated 7 марта, 13:48
Виктор Кузовков
После недавнего обострения армяно-азербайджанского конфликта, в котором Турция сыграла, без преувеличения, ключевую роль, во многих государствах мира начали пересматривать возможности и перспективы военно-технического сотрудничества с этой страной. В частности, некоторые производители военной техники запретили поставки Анкаре узлов и агрегатов военного и двойного назначения, которые активно использовались Турцией при производстве номинально своей боевой техники. В частности, под запрет попали двигатели для беспилотников «Bayraktar», производимые австрийской компанией «Rotax». Та, в свою очередь, является дочерним подразделением канадской компании «Бомбардье». Оптические станции и приборы наведения производятся в Канаде, и это государство довольно оперативно, еще во время активной фазы конфликта, запретило поставку Турции своих технологий, агрегатов и комплектующих военного и двойного назначения.
Несколько позже, но тоже весьма оперативно, к бойкоту турецких производителей военной техники присоединились и европейские страны. Причем, под угрозой оказались некоторые ключевые проекты турецкого ВПК, в том числе, например, ударный вертолет ATAK-2 и перспективный истребитель «пятого» поколения TF-X («Turkish Fighter Experimental»). В обоих случаях под вопросом оказалась разработка такого важнейшего узла, как двигатель, потому что турецкая промышленность пока не в состоянии разработать даже вертолетный двигатель с подходящими характеристиками, не говоря уже о реактивном «сердце» современнейшего истребителя. Дело дошло до того, что проблему вертолетного двигателя турки решили с помощью Украины, договорившись о поставках вертолетных двигателей запорожского предприятия «Мотор Сич». А вот с двигателями для истребителей все совсем плохо – англичане в лице признанного лидера отрасли, компании «Rolls-Royce», от сотрудничества отказались, других претендентов делиться технологиями пока нет, и очень похоже, что самый амбициозный проект турецкого ВПК если не умер, то угодил в длительную кому.
Довольно решительно поддержала этот бойкот, в том числе, и Германия. Хотя тут нужно уточнить – Берлин в некотором роде стоял у начала этого процесса, отказавшись от сотрудничества с Турцией в области создания и совместного производства вооружений еще в 2019 году, после начала Анкарой наземного вторжения в Сирию, на территории, занимаемые курдами. Тогда это не было окончательным разрывом, и продолжение сотрудничества Берлин увязывал с необходимостью прекращения боевой операции против курдов в Сирии. Но тут нужно понимать, что турки так и не взяли на себя никаких долгосрочных обязательств по прекращению огня в регионе и отказу от действий против курдского ополчения. И, строго говоря, формальных поводов прекратить бойкот у Берлина просто не было. А тут еще и Карабах…
Однако, есть в этой истории «священная корова» германо-турецкого сотрудничества, которую никак не хотят «пустить под нож» бойкотов и санкций. Причем, это тем более удивительно, что проект, о котором пойдет речь, очень настороженно, если не сказать больше, воспринимают некоторые другие государства, члены НАТО и ЕС, например, Греция, Италия и Кипр.
Речь идет о проекте совместного строительства на турецких верфях малошумных подводных лодок с анаэробной силовой установкой «Type 214TN». Данный проект является доработанным под требования Анкары вариантом подводной лодки немецкого проекта «Type 214». А он, в свою очередь, является экспортной версией проекта «Type 212», который в начальном виде, из-за соображений секретности, на экспорт «неблагонадежным» странам не поставляется.
Контракт на строительство в Турции шести подводных лодок указанного проекта был подписан еще в 2009 году. Точнее, это был фактически контракт на разработку и строительство, поскольку в серии планировалось максимально использовать узлы и агрегаты, созданные или производимые в Турции. Учитывая то, что турки хотели как можно полнее локализовать у себя производство, проект претерпел довольно серьезные изменения еще на стадии разработки. Поэтому закладка первой лодки проекта «Type 214TN» (буквы «TN» в названии обозначают, как раз, «Turkish Navy», то есть, Военно-морские силы Турции) состоялась только в 2015 году.
Первая лодка из этой серии, получившая собственное имя «Piri Reis», была спущена на воду в марте этого года. Далее, начиная с 2022 года, планируется сдавать по одной подводной лодке ежегодно, чтобы не позднее 2027 года вся серия вошла в состав турецкого военно-морского флота. Как заявил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, одной из задач этих лодок будет «установление прав в Средиземноморье, Сирии и Ливии». И это весьма тревожно для всех соседей Турции по средиземноморскому бассейну, поскольку гремучая смесь из турецких исторических фантомных болей, великодержавных амбиций и все более значительных возможностей рано или поздно может привести к конфликту, масштабы которого пока даже трудно себе представить.
Дело усугубляется тем, что соседи Турции, а именно Греция и Италия, неплохо осведомлены о возможностях подводных лодок данного типа, поскольку имеют на вооружении либо близкие аналоги, либо непосредственных предшественников, ДЭПЛ Type 209 и Type 212 все той же немецкой постройки. Вообще, нужно отметить, что лодки этого семейства получили очень широкое распространение в мире, буквально от Аргентины до Южной Кореи. Помимо прочего, объясняется это отличными боевыми и эксплуатационными характеристиками данных субмарин. И хотя от первых ДЭПЛ Type 209 до наиболее современных лодок проекта Type 212/214 пройден уже более чем полувековой путь, это никак не ставит под сомнение наиболее передовые варианты немецких дизельных подлодок.
Глубоко не вдаваясь в ТТХ лодок Type 214TN, все-таки отметим некоторые их особенности. Это вполне типичная по габаритам и водоизмещению дизель-электрическая подводная лодка, приспособленная, прежде всего, к скрытным действиям в ближней морской зоне, противолодочному патрулированию и действиям на морских коммуникациях противника. Комбинированная воздухонезависимая силовая установка позволяет этим лодкам длительное время находиться под водой, сохраняя, при этом, возможность активно передвигаться и маневрировать. Корпус лодки изготовлен из маломагнитной (иногда называемой просто «немагнитной») стали, что затрудняет её обнаружение как приборами надводных кораблей, так и магнитными взрывателями мин.
Также лодки этого проекта отличаются очень малой шумностью. Известно, что в подводном положении, на малом ходу, они издают звуки слабее, чем фоновые шумы моря. Это, вкупе с совершенными гидроакустическими приборами и современным торпедным вооружением, делает лодки данного типа очень грозными противниками. Также лодки Type 214TN могут выступать в качестве минного заградителя, скрытно выставляя донные и любые другие морские мины на коммуникациях противника. А это, с учетом особенностей предполагаемого театра боевых действий, очень серьезный фактор, способный повлиять на ход военных действий как на море, так и на земле. Просто представьте, что подобная лодка заминировала подходы к Суэцу или Гибралтару, или «насорила» минами где-нибудь неподалеку от Севастополя?
Известно, тем не менее, что немецко-турецкий контракт не предполагает передачу Турции секретных технологий, используемых в лодках данного проекта. Например, двигатели, энергетическая установка на протон-обменных топливных элементах, да и сам корпус из упомянутой выше маломагнитной стали производятся в Германии, транспортируются в Турцию и собираются на месте в единое целое уже либо в виде готовых агрегатов, либо в виде готовых в сборке блоков.
Но в любом случае очевидно, что технологий, мягко говоря, критически важных в данном проекте достаточно, и у Германии хватает поводов задуматься о дальнейшем сотрудничестве с Турцией по этому контракту. Да, он довольно большой, суммарно речь идет почти о двух миллиардах долларов, но очевидно, что для такого экономического гиганта, как ФРГ, его разрыв не стал бы сколько-нибудь заметной проблемой.
И тем не менее, сотрудничество продолжается, несмотря ни на Сирию с курдами, ни на Карабах с армянами. Может, речь идет о какой-то близорукости немецкого руководства?
Чисто теоретически, такого исключать нельзя. Но гораздо разумнее предположить, что Берлин ничего не упускает из виду, но в данном случае имеет определенные политические и военные мотивы для продолжения сотрудничества. А если так, то мы должны с грустью констатировать – единственным таким мотивом может быть сдерживание России. Да, это та сверхзадача Запада, ради которой он легко закроет глаза и на негуманность по отношению к курдам, и на вольности в Ливии, и на прямое участие турецких военных в карабахских событиях.
Хотим мы того, или нет, Турция является естественным барьером, сдерживающим возможную экспансию Москвы на южном направлении. И при всех разногласиях Анкары с Лондоном, Вашингтоном, Берлином и другими европейскими и мировыми столицами, её все-таки не спешат вычеркивать из стройных рядов борцов с русскими геополитическими амбициями. Военно-морская компонента турецких сил играет в данном случае особое место, и похоже, на Западе пока не собираются об этом забывать.
Наверное, нам тоже не стоит забывать о том, что, несмотря на все попытки вбить клин между Анкарой и её западными партнерами, Турция навсегда останется если не нашим врагом, то как минимум очень подозрительным соседом, в любой момент готовым к конфронтации с Москвой. И нам, вероятно, стоит сосредоточить свои усилия не на том, чтобы поссорить Эрдогана с британским львом, а на дальнейшем укреплении южного направления своей обороны.
Да, это не так элегантно, как хотелось бы стратегам из Кремля. Но все-таки понадежней будет. А большего нам, наверное, и не надо.
Только вот в свете того, что новое поколение российских дизель-электрических подводных лодок уже которое десятилетие не могут довести до ума, а турецким подводникам, в случае чего, противостоять будут неплохие, но давно уже не передовые «Варшавянки», пока не похоже, что мы всерьез думаем о симметричном ответе.