Как рассказала Жолудь в беседе с ВВС, никаких суицидальных мыслей Шишов не высказывал. У пары были общие планы на жизнь. Шишов отличался целеустремленностью, всегда был готов «придумать план» и «чего-то добиться». При этом, по словам девушки, Виталий Шишов стремился к тому, чтобы достичь поставленных целей.
«Я ни за что в жизни не поверю. У нас были общие планы на эту жизнь <…> Я думаю, это невозможно. Просто он не мог меня оставить», — цитирует слова Жолудь телеканал «Дождь».
Подруга правозащитника отмечает, что Шишов отличался осторожностью и опасался слежки. Если у его дома останавливались подозрительные авто, он записывал их номера. Шишов предполагал, что белорусские спецслужбы могут проникнуть в Украину и совершить похищение, как это уже неоднократно случалось с другими оппозиционерами, недовольными режимом Лукашенко. Своими подозрениями о вероятном преследовании он делился с представителями Службы безопасности Украины.
По словам Жолудь, она до последнего момента всерьез не верила, что опасения ее возлюбленного могут быть обоснованными. Однако Шишова не покидало нехорошее предчувствие.
Чтобы избежать провокаций со стороны белорусского МВД или КГБ, Виталий Шишов прикладывал усилия к тому, чтобы проверять людей, приезжающих из Белоруссии в Украину.
Он пытался как-то проверить, чтобы не приехал какой-то мент или кагебист, пытался уберечь всех. Но себя не уберег», — посетовала подруга правозащитника.
Уехать в Украину из Белоруссии Шишову пришлось осенью 2020 года после скандальных президентских выборов, спорные итоги которых спровоцировали массовые протесты в стране.
Людей, недовольных переизбранием многолетнего президента страны Александра Лукашенко, стали преследовать силовики. Тысячи людей оказались арестованы, многим преследуемым по политическим мотивам пришлось бежать за рубеж. Тем, кто выбирал для спасения Украину, помогала в адаптации правозащитная организация Шишова.
Между тем, в Белоруссии политическая обстановка продолжила усугубляться. Специально для «острокопытных» в республике построили концлагерь. Однако президент Лукашенко официально заявил, что политзаключенных в стране «не было и нет».
Шишов пропал 2 августа. Он вышел на пробежку и не вернулся. А 3 августа его нашли повешенным в парке. На теле Шишова обнаружили ссадины, которые могли свидетельствовать о физической борьбе перед смертью. Рядом с телом правозащитника был найден его телефон. Полиция выяснила, что с него было сделано несколько звонков, которые сразу сбрасывались при ответе. Возле тела также нашли «пирамиду» из нескольких поставленных друг на друга пеньков. Полиция Киева возбудила дело об умышленном убийстве. Силовики полагают, что преступление злоумышленники задумывали замаскировать под суицид.
По данным журналиста Bellingcat Христо Грозева, занимавшегося расследованием политических убийств и покушений на известных общественных деятелей, в том числе — на оппозиционеров Алексея Навального, Дмитрия Быкова и Владимира Кара-Мурзу, в Киеве находятся сотрудники ФСБ России. Целью их приезда было внедрение в оппозиционные белорусские группы в Украине.
После ЧП с Шишовым украинский президент Владимир Зеленский поручил предоставить гражданам Белоруссии, которые сбежали из страны в Украину, дополнительную защиту.