Сергей Крон
По словам дипломата, для «духовного очищения нации» сейчас в Казахстане совместно с Украиной запускается системный историко-архивный проект. «Мы планируем организовать серию визитов историков, архивистов, поисковиков из Казахстана на Украину, - заявил украинскому порталу Legalhub Оnline посол Калетаев.
«Сейчас мейнстрим мировой дискуссии заключается в том, какие модели политики возьмут верх, - автократические или демократические режимы. Для Казахстана никогда не было дилеммы в том, какой путь выбирать. Мы двигаемся на крейсерской скорости к установлению полного демократического режима, - заявил украинский посол.
Рассказал он и о создании транспортных маршрутов из Китая через территорию двух республик в обход России.
Речь идет о Транскаспийском международном транспортном маршруте (ТМТМ) по которому должны пойти потоки грузов, и Казахстан, как заявил Калетаев, рассчитывает оторвать часть товарных масс из Китая, идущих в Европу, и перенаправить их в другую сторону, минуя Россию. А именно через свои порты Актау и Курык на Каспии, далее по морю в Баку, потом по железной дороге до Поти или Батуми, а уже через Черное море в украинский порт Ильичевск и далее в страны ЕС.
В беседе с корреспондентом Legalhub Оnline дипломат назвал Украину «составной частью Великого Шелкового пути».
«Восточное направление - одно из самых значимых для Украины. Мы понимаем, что Киев имеет соглашение об Ассоциации с Европейским Союзом и стремится к тому, чтобы интегрироваться в состав ЕС. Однако Украина, как и Казахстан стоят на большом магистральном маршруте Великого Шелкового пути. По нему торговля и инвестиции могут двигаться от Тихого океана до Атлантики», - отметил Калетаев.
Между прочим, украинские эксперты верят: это вовсе не инициативы или отдельные пожелания посла Казахстана, а «целенаправленная» и «запланированная политика». Недавно состоялся визит в Киев министра торговли и интеграции Республики Казахстан Бахыта Султанова, являющегося сопредседателем Межправкомиссии с казахстанской стороны. На переговорах с министром экономики Украины Алексеем Любченко обсуждался именно вопрос Транскаспийского транспортного маршрута в обход России.
Казахстанцы уже начали реконструкцию своего главного транспортного порта на Каспии в Актау. Планируется, что основные усилия порта в ближайшем будущем будут направлены на использование мощностей сухогрузных причалов с переориентацией на контейнерные перевозки.
Помимо транзитных перевозок, на которых нынешние партнеры намереваются заработать в перспективе десятки миллиардов долларов, Нур-Султан (бывшая Астана), по словам Калетаева, нацелен нарастить товарооборот с Киевом до конца года минимум на 45%. Это было подтверждено и на заседании Межправительственной комиссии. Казахстанская сторона готова нарастить свой экспорт в Украину на 350 млн долларов по 70 товарным позициям.
Кроме того, за счет развития нового транспортного маршрута руководство Казахстана собирается «энергетически спасти» Украину, так как планируется добиться поставок нефти и газа на Украину в обход все той же России.
«Украинская сторона на прошедшем заседании МПК поднимала вопрос о поставках и транзите легких сортов нефти по нефтепроводам «Одесса- Броды» и «Дружба». А чтобы не показалось мало, казахстанцы задумали не много ни мало, а потеснить фактически монопольные позиции российских производителей сельскохозяйственной техники в Казахстане за счет массированных поставок украинской продукции в регион и фактически в противовес интересам ЕАЭС. Таким образом, казахстанская элита за счет уменьшения прибылей северного соседа как транзитера и производителя промышленной продукции и оборудования собирается финансово сохранить и поддержать антироссийские силы на Украине.
- Россия никогда не препятствовала транзиту углеводородов через свои трубопроводы, - заявил «НИ» Игорь Юшков, эксперт Финансового университета при правительстве РФ. -Вопрос в другом: договорится ли Казахстан с Украиной? Казахстанцы с успехом используют нашу газотранспортную систему. Они, как заведено, обращаются к «Транснефти», берут лицензию и прокачивают нефть, куда надо. В среднем Казахстан в год прокачивает 17 млн. тонн углеводородов. Это довольно большие объемы. А Россия в свою очередь является крупнейшим транзитером казахстанской нефти. Всем выгодно! Здесь, скорее вопрос, рентабельности для самого Казахстана. Все равно Киеву придется платить за казахстанскую нефть по мировым ценам. А как они собираются экспортировать газ и нефть в обход России, надо еще посмотреть.
Провокационные заявления бывают санкционируются сверху. А бывает, что глупости исходят от какого-то конкретного чиновника. Здесь не похоже на то, что, скажем, один из руководителей страны через дипломата дает сигнал о смене политического курса, заявил «НИ» главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов.
- Вот пишут, что Казахстан заигрывает с Украиной. Что толку с ней заигрывать? С самой Украиной не ясно, как она дальше будет развиваться. К «шараханьям» Казахстана нужно относиться спокойно. Ведь сегодня все соседние с Россией страны озабочены самоутверждением. Им все время надо подчеркивать свою самоценность, независимость. Они как бы демонстрируют всему миру, что не находятся в фарватере великих держав. Сегодня это мировой тренд. Видимо, прошли те времена, когда надо было занять чью-то сторону и двигаться за своим сувереном. Сейчас все средние и даже малые государства, которые обладают определенными ресурсами и возможностями, никому не хотят присягать на верность.
- Бывшие республики СССР осознали, что деваться им некуда. Большие игры, которые вели сверхдержавы, заканчиваются. У них своих проблем выше головы. И если 15-20 лет назад эти страны могли разыгрывать карту: мол, они ценный приз в противостоянии России и Запада, то сегодня этот номер не проходит. Выясняется, что с Россией у республик не просто тесные, веками сложившиеся связи. Они еще и не имеют альтернативы. Ведь рядом с Казахстаном или Туркменией нет другой такой державы как Россия - с огромным экономическим и военным потенциалом, - сказал «НИ» Федор Лукьянов.