Виктор Кузовков
Но попутно Минобороны определилось и с первым штатным носителем этих ракет – им станет новейший фрегат проекта 22350 «Адмирал Головко». Этот корабль, по плану, должен войти в состав флота в 2022 году, а это косвенно подтверждает, что госиспытания «Циркона» планируется провести в предельно сжатые сроки. Кроме того, похоже, что наши военные уверены в успешности этих испытаний, что тоже, обычно, возникает не на пустом месте.
Прежде всего отметим, что военная техника и вооружения проходят несколько основных этапов испытаний перед тем, как пойти в войска в качестве серийного продукта. Прежде всего это, естественно, испытания, проводимые разработчиком и производителем техники, которые обычно называют заводскими. Нужны они просто для того, чтобы проверить самые основные характеристики и параметры изделия. И даже больше того, для того, чтобы понять, полетит ли ракета, не разорвется ли в стволе снаряд, заведется ли двигатель и так далее. Затем, когда производитель более-менее уверен в кондициях своего изделия, ограниченная партия оружия поступает в войска для проведения войсковых испытаний. Там, помимо чисто технических параметров, выясняется много других моментов, связанных с эксплуатацией новой техники в условиях, максимально приближенных если не к боевым, то к обычным, а не «тепличным».
Государственные же испытания – конечный этап, на котором уже под наблюдением государственной комиссии проводится весь комплекс испытаний техники, начиная от стендовых и заканчивая полетными, условно боевыми. И именно на этом этапе решается, будет ли она рекомендована для постановки на вооружение, серийного производства и закупки. То есть, мы можем со всей определенностью говорить, что «Циркон» находится на конечном этапе испытаний и, в случае их успеха, довольно скоро он встанет на вооружение ВМФ России. При этом широкая публика достоверно узнала об этой разработке отечественного ВПК только в 2019 году, из уст самого верховного главнокомандующего, и тогда речь шла только о первых войсковых испытаниях. Начались же работы по созданию комплекса 3М22 «Циркон» в 2011 году, что совсем недавно по меркам разработки вооружений. То есть, очевидно, что темпы разработки «Циркона» высочайшие, а с учетом сложности и новизны гиперзвукового направления, так и вовсе неслыханные, и объяснить их можно только одним – мы, похоже, действительно готовимся к войне…
В случае успеха планируемых государственных испытаний мы должны получить действительно передовое, а отчасти даже ультимативное, оружие. Посудите сами – крылатая ракета, способная перемещаться в атмосфере со скоростью порядка 8 скоростей звука (чисел Маха) на дальность до тысячи километров и практически неуязвимая ни для одного современного средства ПВО и ПРО. Вооружение такими ракетами российских боевых кораблей и подводных лодок резко повысит их боевые возможности, заставив вероятного противника считаться с российским флагом практически на любом удалении от российских границ.
Надо сказать, что разработка гиперзвукового вооружения была сопряжена с огромными трудностями, и до сих пор не ясно, как наши конструкторы смогли их преодолеть. В частности, на огромных скоростях, развиваемых ракетой, температура некоторых поверхностей достигает 3000 градусов, а это уже за гранью допустимого для любых металлов и сплавов. Крайне сложной является и проблема связи – из-за образующегося при движении облака раскаленной плазмы, непроницаемого для радиоволн, традиционная связь с боеприпасом, а следовательно, и его наведение на цель, являются почти невозможными. Но ракета летает и, как сообщают источники, более-менее уверенно попадает в стационарные цели. Вероятно, можно допустить, что попадает она и по кораблям-мишеням, иначе было бы странным называть её противокорабельной и ставить на вооружение военно-морского флота.
Как именно были решены означенные проблемы, нам, конечно, вряд ли расскажут хотя бы в обозримом будущем. Секретность в данном направлении военно-технического развития высочайшая, равно как и конкуренция. Не секрет, что американцы также ведут активные работы в области гиперзвука, и после появления «Циркона» даже заговорили о скором появлении его аналогов, но пока не было слышно об их испытаниях гиперзвуковых ракет, которые бы прошли полностью успешно.
В ходе госиспытаний пуски гиперзвуковой ракеты «Циркон» будут осуществляться с борта с борта фрегата ВМФ РФ «Адмирал Горшков». Это головной фрегат упомянутого выше 22350-го проекта, вошедший в состав флота в 2018 году. В настоящий момент считается одним из самых современных боевых кораблей российского флота, и не удивительно, что государственные испытания пройдут именно на нем.
Как уже говорилось, первым штатным носителем «Циркона» должен стать также фрегат проекта 22350, «Адмирал Головко», который ожидают в составе флота в 2022 году. Это довольно логично, поскольку данную серию боевых кораблей, кажется, смогли довести до боеспособного состояния, заодно отладив их строительство. То есть, в данном случае очень высока вероятность, что корабли серии не превратятся в очередной долгострой, ржавеющий у заводских причалов или на стапелях, а окажутся в составе флота в заявленные сроки.
Другим предполагаемым носителем гиперзвуковой крылатой ракеты «Циркон» должна стать АПЛ проекта 885М «Ясень-М», а именно подводная лодка «Пермь». Официального подтверждения этой информации нет, но источники, близкие к российскому ВПК, чаще всего называют эту лодку. Это будет первый подводный носитель, в дальнейшем же, вероятно, новые противокорабельные ракеты появятся на вооружении других лодок проекта 885М «Ясень-М», а затем и на лодках проекта «Хаски», пока только разрабатываемых российским ВПК.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что в случае успеха государственных испытаний «Циркон» не просто пойдет в серийное производство, но и практически сразу получит носители, способные распорядиться им максимально эффективно. Это важно, поскольку ракета получилась довольно габаритная, не рассчитанная на применение с воздушных носителей, а при использовании наземных пусковых установок обеспечить достаточный радиус боевого применения, конечно же, не представляется возможным.
Однако срочность, с которой разрабатывалась эта гиперзвуковая ракета, все-таки наводит на некоторые грустные мысли. Вероятно, мы действительно очень близки к вооруженному конфликту с каким-то сильным противником, если всего за десять лет, практически с нуля, преодолев массу почти неразрешимых технических, научных, технологических проблем, потратив огромные деньги, мы разработали абсолютно новый не вид даже, а тип вооружений. Это, несомненно, большой успех и повод для гордости, но…
Но как-то все-таки немного страшно. Для локальных войн такое оружие особо и не нужно. А в глобальной и «Циркон» может не спасти от катастрофы, о масштабах которой пока можно только гадать…