В исследовании участвовали не только те сотрудники, кто работает в традиционные смены, с 9 утра до 5 вечера: часть участников эксперимента работала в более нестандартные смены, например ночные. Результат был признан успешным. Производительность труда осталась прежней и даже повысилась, за четыре дня люди успевали сделать столько же или даже больше, чем за пять.
Данные ошеломительные, отметил в эфире радио Sputnik старший научный сотрудник института социальной политики ВШЭ, доцент факультета экономических наук, ведущий научный сотрудник Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН Василий Аникин.
"Сами компании, которые устраивали этот эксперимент, не ожидали получить такие результаты. Ключевое в этих исследованиях то, что снизилось количество времени, которое было потрачено на обсуждение, личное общение, перекуры и кофе-брейки. То есть люди работают более эффективно, сосредотачиваются на работе, зная, что потом они будут отдыхать", - отметил эксперт.
По словам экономиста, в России работают очень много, однако эффективность труда у нас крайне низкая по сравнению с европейскими странами. "Исследования показывают, что производительность труда в России ниже, чем в западных странах и ниже, чем она могла бы быть, учитывая уровень образования и подготовки рабочей силы. То есть это проблема еще и качества рабочих мест. Зачастую в России сохраняются рабочие места, которые не требуют повышения квалификации, не требуют инвестиций в человеческий капитал. Человек приходит с высшим образованием, полностью подготовленным, а ему говорят: "Забудь все, что ты учил, мы сейчас расскажем за две недели о том, как надо работать", полностью обесценивая то образование, которое он получил. Проблема в том, что экономика наплодила очень много неэффективных рабочих мест, которые по идее нужно модернизировать", - сказал экономист.
Исландский эксперимент показывает, что перевод на четырехдневную рабочую неделю повышает эффективность, но из этого не следует вывод о том, что в России тоже необходимо как можно быстрее перейти на четырехдневку. Сначала нужно провести сопоставимые исследования и понять, действительно ли в России будет такой же эффект от сокращения рабочей недели, как в Исландии. Причем решение должно приниматься на общенациональном уровне, считает Василий Аникин.
"А иначе получится, что часть людей работают 4 дня, а часть - пять или даже шесть дней в неделю, это уже будет двухуровневая дискриминация, а это большая проблема. Кроме того, с переходом на укороченную рабочую неделю придется нарушать трудовое законодательство, заставляя людей больше работать, и вместо двоих людей на одного свалят большую часть задач, в частности, в тех секторах экономики, которые довольно эффективны", - отметил Василий Аникин.