Posted 21 мая 2021,, 12:19

Published 21 мая 2021,, 12:19

Modified 7 марта, 13:32

Updated 7 марта, 13:32

Как стать свободным: исполнились 100 лет со дня рождения Андрея Сахарова

Как стать свободным: исполнились 100 лет со дня рождения Андрея Сахарова

21 мая 2021, 12:19
Очень часто Сахаров не знал, что делать, но он всегда знал, чего делать ни в коем случае нельзя: соучаствовать в подлости и топтать лежащего

Сегодня, 21 мая 2021 года исполнилось 100 лет со дня рождения великого русского физика и общественного деятеля Андрея Дмитриевича Сахарова. СМИ и социальные сети наперебой отмечают эту дату тем более символичную сегодня, когда Россия в очередной раз переживает очень непростые времена. Вот только несколько откликов популярных российских блогеров. Журналист Павел Пряников называет главный, по его мнению, урок, который преподал нашей стране Сахаров

«Величайший был человек.

Что ещё важно – он один из крупнейших социал-демократов, евросоциалистов в России, что для нашей страны редкость, где популярны в основном крайние идеи, что правые, что левые, что либеральные. Умеренность и гуманизм нечасто встречаются в России.

Сейчас особенно ясно понимаешь, насколько рациональны были предложенные им реформы – на фоне разгула сталинистских, правоконсервативных и неолиберальных идей, господствующих сейчас в нашей стране. Ведь всё равно пришлось реформировать страну, но позже на 10-15 лет, чем предлагал Сахаров, и уже в каких неблагоприятных условиях – с отвязной номенклатурой, чекистами и криминалом.

Урок Сахарова: всё нужно делать вовремя, и тогда можно избежать слома России. Об этом же была и «косыгинская экономическая реформа», замышлявшаяся в то же время, что и идеи Сахарова, в конце 1960-х – начале 1970-х.

Так и сегодня. Россия уже перезрела для реформ…»

Ученый и общественный деятель Вера Афанасьева назвала общественную деятельность своего великого коллеги по профессии «экзистенциальным бунтом»

«Как это возможно - живя в тоталитарном государстве, работая в закрытых организациях над секретными темами, создав водородную бомбу и получив множество государственных чинов и почестей, восстать, стать свободным?!

Это то, что называется экзистенциальным бунтом.

Человек больше не может выносить тотальную ложь, духовную пустоту, абсурд действительности, малость своих и чужих помыслов.

Он становится кьеркегоровским человеком этическим, а потом, если его нравственному восхождению мешают обстоятельства, - и героем.

А когда он лишается всего, что имел, то обретает истинную свободу - ту, обладая которой, уже невозможно бояться.

Это и есть величие духа.

Сахаров - человек огромного ума, но ещё важнее, что он человек великого духа.

Такие люди всегда одиноки, часто ненавидимы и презираемы людьми обычными.

Зато их любят музы, история и время…»

Журналист Дмитрий Колезев цитирует отрывок из воспоминаний самого Сахарова:

«Я думаю, лучший способ лучше понять Сахарова — читать не о нем, а читать его самого. У него есть прекрасные двухтомные «Воспоминания», в которых он подробно и увлекательно рассказывает о своей жизни, как о первой «ядерно-физической» половине, так и о второй — «политически-диссидентской». Рубеж между этими двумя частями жизни Сахарова пришелся на 1968 год, когда академик опубликовал знаменитую статью «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе».

Однако эта статья взялась не из вакуума, она стала следствием того поворота, который произошел в жизни Сахарова примерно в 1966-1967 гг. В эти годы академик, размышляя о будущем мира в связи с развитием новых смертоносных видов вооружений, в создании которых он принял непосредственное участие, будто бы невольно втянулся в диссидентство. Из «Воспоминаний» понятно, что для Сахарова это было неизбежным этапом интеллектуальной эволюции, он не мог по-другому. Постепенно весть об академике-вольнодумце стала распространяться по диссидентским кругам, Сахарову понесли бесконечные письма и воззвания, и он все их подписывал, тем самым все сильнее привлекая к себе негативное внимание КГБ и партийных органов. Он участвовал в кампании по защите Байкала, пытался вступаться за крымских татар, участвовал в молчаливых митингах на московских площадях, писал письма Брежневу в защиту преследуемых.

Но главной поворотной точкой стала именно публикация «Размышлений о прогрессе…». Сахаров вспоминает, как работал над статьей по вечерам после основной работы, с 19 до 24 часов. Сахаров особо не скрывал, что ведет такую работу, давал знакомым черновики. И как-то рассказал о ней научному руководителю секретного «объекта», на котором работал, — Ю.Б. Харитону. Сахаров признался, что хочет пустить статью в самиздат. Харитон ужасно разволновался:

«— Ради бога, не делайте этого.

Я ответил:

— Боюсь, что уже поздно что-либо тут менять».

Через некоторое время тот же Харитон заявил Сахарову:

«— Меня взывал к себе Андропов. Он заявил, что его люди обнаруживают на столах и в вещах у некоторых лиц (т.е. при негласных обысках — А.С.) рукопись Сахарова, нелегально распространяемую. Содержание ее таково, что в случае ее попадания за границу будет нанесен большой ущерб. Андропов открыл сейф и показал мне рукопись. […] Андропов просил меня поговорить с вами. Вы должны изъять рукопись из распространения. […]

Я сказал:

— Содержание соответствует моим убеждениям, я полностью принимаю на себя ответственность за распространение этой работы. Только на себя. «Изъять» ее уже невозможно».

Вскоре статья была опубликована за рубежом и вызвала огромный резонанс. В СССР разразился скандал. Сахарова отстранили от работы и началось его окончательное превращение из физика-ядерщика в диссидента. Потом было много всего: лишение государственных наград и премий, кампании в защиту диссидентов, Нобелевская премия, ссылка, голодовки, триумфальное возвращение в Москву, крах СССР.

При этом, значение фигуры Сахарова — именно в сочетании двух ипостасей. Сахаров-диссидент не был бы так значителен, если бы он не был академиком, трижды Героем соцтруда, лауреатом Ленинской и Сталинской премий. И в то же время, не стань он диссидентом, его успехи как физика и работа над водородной бомбой сегодня бы оценивались совершенно иначе. Помнили бы его вообще за пределами кругами атомщиков?.. Сахаров пожертвовал статусом, благополучием, доходами, но благодаря этому превратился в личность исторического масштаба. И это, конечно, был не сознательный шаг, он просто реально не мог поступить иначе.

Есть ли сегодня кто-то, хоть примерно сопоставимый по калибру?»

Журналист Кирилл Шулика сформулировал два, на его взгляд, важнейших тезиса про Андрея Сахарова:

  1. Нестыдно и нестрашно быть одному. Стыдно и страшно идти на сделку с собственной совестью. Нельзя сказать, что Сахаров совсем один развалил империю зла. Но этот человек с тихим голосом сделал для этого очень много. Причем, сделал в одиночку, когда никто не верил в успех. Он просто не думал, что один и делал то, что подсказывала совесть. Это так просто и в то же время так сложно. Тем не менее не бойтесь быть в меньшинстве и даже в одиночестве. Побеждает не те, кого много, а тот, кто прав.
  2. Очень часто Сахаров не знал, что делать. Такие моменты бывают у всех. Но он знал, чего делать ни в коем случае нельзя. Нельзя соучаствовать в подлости, нельзя топтать лежащего. Он не соучаствовал, не предавал, не доносил и не топтал, хотя если бы согласился, мог стать, наверное, самым уважаемым и известным ученым СССР. И еще огромную роль в истории страны сыграли те, кто не соучаствовал в подлости по отношению к самому Сахарову и не занимался с подачи государства его травлей. Это много достойных людей от академиков Капицы и Александрова до актера Яншина. А еще были те, кто ему тихо помогал. И без них бы не было того самого Сахарова, получившего Нобелевскую премию, и, может быть, существовала бы та самая империя зла. Просто знайте, даже самый маленький честный поступок может оказать влияние на ход истории.
"