Идея использования труда заключенных в железнодорожном строительстве сразу вызвала широкий негативный резонанс в связи с "тяжелой" российской историей, когда труд заключенных применялся как каторжный еще с царских времен, достигнув апогея при советском диктаторе Иосифе Сталине. Через тот же БАМлаг прошло около двух миллионов репрессированных.
Во ФСИН при этом говорят, что работа на БАМе фактически могла бы стать альтернативой отбывания срока в местах лишения свободы. По данным властей, новые стройки на БАМ станут частью крупнейшего инфраструктурного проекта РЖД стоимостью более 700 миллиардов рублей. Для его реализации понадобится дополнительно не менее 15 000 рабочих, которых не хватает.
Острая нехватка рабочих рук возникла там из-за большого масштаба работы, которую пока не удалось покрыть даже с помощью трех тысяч военных строителей, направленных в эти места. Также заключенные смогут раньше выйти на свободу, если будут работать на предприятиях БАМ, - говорит начальник управления организации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, Елена Коробкова.
По словам Елены Коробковой, речь идет в основном о жителях тех регионов, по территориям которых проходит БАМ, - отмечает РБК. Законодательство предусматривает возможность перевода положительно характеризующихся осужденных к лишению свободы на более мягкий вид наказания в форме принудительных работ. При этом они сами будут подавать ходатайство в суд для замены лишения свободы такими работами.
Во ФСИН считают, что отправка осужденных на то же строительство БАМ позволит им лучше адаптироваться к обычной жизни, что отвечает интересам общества. Это не голословное заявление - по статистике уровень повторных преступлений среди осужденных к принудительным работам практически в четыре раза ниже, чем среди остальных категорий осужденных. Также трудоустройство на гражданские предприятия поможет осужденным найти работу и после освобождения, иногда де-факто даже не меняя ее профиль и место.
Всего среди заключенных в тех российских регионах, через которые проходит БАМ, более чем у 11 тысяч человек уже наступил срок, когда появилась возможность попросить суд заменить часть неотбытого срока принудительными работами.
В 1930-х годах БАМ уже начинали строить силами сотен тысяч заключенных БАМлага и пришедших ему на смену исправительно-трудовых лагерей. Однако ФСИН это сравнение не понравилось: "Это все равно, что сравнивать современных строителей в Санкт-Петербурге с крестьянами, вбивавшими сваи во времена основания города".
Вчера, 28 апреля, первый заместитель председателя Общественной палаты Ленинградской области Владимир Петров обратился к главе Федеральной службы исполнения наказания Александру Калашникову с предложением о возможности сокращении срока заключения некоторым осужденным. Речь идет о тех из них, кто получает "образование, научную степень или востребованную рабочую специальность".
БАМ - одна из крупнейших железных дорог в мире, ее протяженность - 4300 километров. Магистраль, которую начинали строить еще в 1938 году, проходит севернее Транссиба через Восточную Сибирь и Дальний Восток. Трасса дороги пересекает 11 крупных рек, всего на ней построено 2230 больших и малых мостов. Магистраль проходит через более чем 200 железнодорожных станций и разъездов, более 60 городов и поселков. Согласно долгосрочной программе развития РЖД до 2025 года, вторая ветка БАМа длиной 340 километров протянется от станции Улак до станции Февральск. Она будет проложена в рамках проекта по модернизации БАМ. В Улаке находится подъездной путь к крупному Эльгинскому месторождению коксующегося угля.