Posted 27 апреля 2021, 13:40
Published 27 апреля 2021, 13:40
Modified 7 марта, 13:55
Updated 7 марта, 13:55
Как сообщил журналистам представитель правозащитной организации «Команда 29» адвокат Иван Павлов, ходатайство прокуратуры, предполагающее запрет определенных действий для структур Навального, было удовлетворено в полном объеме.
«Согласно решению суда, ФБК и ФЗПГ запрещено: пользоваться государственными, муниципальными и иными средствами массовой информации, а также размещать материалы на сайте в интернете; принимать участие в выборах и референдумах; использовать банковские вклады, кроме случаев осуществления расчетов, связанных с хозяйственной деятельностью, возмещением причиненных их действиями убытков (ущерба), уплатой налогов, сборов или штрафов, а также расчетов по трудовым договорам», — сообщает «Интерфакс».
Сторона защиты заявила о намерении обжаловать определение суда.
Иск в Мосгорсуд о признании ФБК, ФЗПГ и «Штабов Навального» экстремистскими организациями в суд 16 апреля направила прокуратура Москвы. Прокуратура указала, что иск подан «в связи с фактическим осуществлением ими экстремистской деятельности». Цель тяжбы — добиться ликвидации и запрета на деятельность в России всех трех организаций. Среди документов, предоставленных в суд, есть засекреченные материалы, поэтому суд будет проходить негласно, в закрытом для прессы и публики режиме.
В качестве обеспечительной меры на время рассмотрения дела прокуратура приостановила деятельность штабов Навального. Кроме того, надзорное ведомство обратилось в Мосгорсуд с ходатайством о приостановке деятельности Фонда борьбы с коррупцией и Фонда защиты прав граждан до разрешения дела по существу. Мосгорсуд ходатайство прокуратура удовлетворил.
Как прокомментировал происходящее политолог Илья Шуманов, многие штабы Навального в регионах занимались, и достаточно активно, антикоррупционной деятельностью.
«Они действительно расследовали с разной степенью успеха коррупцию на своем локальном уровне. Выпускали разоблачающие видео, писали тексты, кто-то баллотировался в местные органы власти. Повышали ли Штабы Навального прозрачность местных властей, — да. Была ли их антикоррупционная деятельность деструктивной для власти — нет. Мешала ли их политическая деятельность местным властям — думаю, что нет. Во многих регионах административная машина умело блокировала их политические начинания, не давая объединиться с другими группами, партиями или собрать подписи.
Вернемся к антикоррупционной деятельности. Если говорить языком социологических исследований, то часто любая антикоррупционная деятельность на местном уровне — это деятельность повышающая легитимность вышестоящий власти, показывающая борьбу (или видимость борьбы) с коррупцией для обывателя, а значит полезная для коллективного Путина и его администрации. Об этом мы писали в недавней колонке для Vtimes. Разумеется, что деятельность ФБК или штаба Навального в Москве к локальным инициативам отнести по очевидным причинам нельзя.
Теперь про последствия. Если Штабы Навального в регионах все-таки закроют, то это в значительной части скажется на доверии к власти, которое и без такого поворота событий у обывателя на низком уровне. Такое решение точно повысит коррупционные риски на местном уровне, потому как часто именно активисты Навального на местном уровне занимались антикоррупционными расследованиями. В регионах останется достаточное количество злых молодых людей, которые точно не будут готовы мириться с подобным решением властей. В конструктивную сторону такое развитие событий вести по понятным причинам не может. Это означает — новый маховик репрессий. И что дальше? К сожалению, на этот вопрос только один правильный ответ от Мартина Лютера Кинга: ненависть порождает ненависть, насилие порождает насилие, и жестокость порождает жестокость», — заявил Илья Шуманов.
*Решением Минюста ФБК и ФЗПГ в России включены в реестр НКО-иноагентов.