По данным властей, эти стройки станут частью крупнейшего инфраструктурного проекта РЖД стоимостью более 700 млрд рублей. Для его реализации понадобится дополнительно не менее 15 000 рабочих, которых не хватает.
Ранее в 2021 году стало известно о договоренностях РЖД и Минобороны об участии армии в возведении инфраструктурных объектов. Стоимость заключенного между сторонами контракта оценивается в 2,5 млрд рублей. При этом эксперты отмечают, что имеющихся в железнодорожных войсках кадров не хватит на покрытие и третьей части общего дефицита рабочих рук.
Компенсировать дефицит гражданских специалистов, военных строителей и гастарбайтеров власти намерены за счет привлечения осужденных из системы ФСИН. Эту тему обсуждали на совещании у вице-премьера Марата Хуснуллина 9 апреля. По итогам совещания РЖД, Минтрансу и ФСИН рекомендовали заняться «созданием инфраструктуры для размещения» зэков.
Новость о привлечении заключенных к очередной «стройке века» вызвала неоднозначную реакцию в обществе. Историки напомнили, что в 1930-х годах гигантские советские стройки, в том числе БАМ, обеспечивались рабским трудом и костями сотен тысяч заключенных.
Входивший в систему ГУЛАГ НКВД БАМлаг был создан в 1932 году приказом ОГПУ. За время его существования через БАМлаг прошло около 2 миллионов человек. В 1938-м БАМлаг был переформатирован в Управление железнодорожного строительства НКВД на Дальнем Востоке. Он продолжал свое существование более 20 лет — вплоть до смерти Иосифа Сталина в 1953 году.
Сейчас российские законодатели готовят юридическую базу для возрождения системы использования подневольного труда заключенных, аналогичной эпохе великого террора. Согласно коррективам, внесенным в уголовно-исполнительное законодательство, с 2017 года россиян, осужденных к обязательным исправительным и принудительным работам, можно отправлять трудиться на объекты госкомпаний. Работы можно организовывать «в отдаленных регионах, в том числе с проживанием» на объектах.
БАМ — одна из крупнейших железных дорог в мире, ее протяженность — 4300 км. Магистраль, открытая в 1938 году, проходит севернее Транссиба через Восточную Сибирь и Дальний Восток. На ее строительстве работали свыше 150 тысяч заключенных. Трасса дороги пересекает 11 крупных рек, всего на ней построено 2230 больших и малых мостов. Магистраль проходит через более чем 200 железнодорожных станций и разъездов, более 60 городов и посёлков. Согласно долгосрочной программе развития РЖД до 2025 года, вторая ветка БАМа длиной 340 км протянется от станции Улак до станции Февральск. Она будет проложена в рамках проекта по модернизации БАМа. В Улаке находится подъездной путь к Эльгинскому месторождению коксующегося угля.