Posted 20 апреля 2021, 11:56
Published 20 апреля 2021, 11:56
Modified 7 марта, 14:03
Updated 7 марта, 14:03
В решении ЕСПЧ по делу «Кузьмина и другие против России», судьи посчитали неправомерной практику «контрольных закупок», допускающей провокации силовиков при проведении следственных действий по наркоделам.
«Недостатки в проведении операций и неспособность судов первой инстанции обеспечить эффективный судебный пересмотр заявлений о провокации со стороны полицейских — результат отсутствия нормативной базы, обеспечивающей гарантии против злоупотреблений при проведении контрольных закупок», — цитирует «Новая газета» заявление ЕСПЧ.
По мнению судей, такая практика нарушает статью 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, касающуюся права на справедливое судебное разбирательство. Проблему при расследовании наркодел в России ЕСПЧ посчитал системной: прокурорский надзор неэффективен, а процедура обжалования действий силовиков в судах, как правило, бесполезна.
«У суда нет оснований не доверять показаниям сотрудников правоохранительных органов» — такая фраза удивительно часто звучит при отклонении ходатайств защиты. Общий обвинительный уклон российского правосудия привел к тому, что если в 1876–1891 годах российские суды выносили 30% оправдательных приговоров, а при рассмотрении дел присяжными — 40%, то сейчас число таковых составляет менее 1%.
Учитывая беспрецедентный поток жалоб по наркоделам из РФ, ЕСПЧ пришел к выводу, что в России давно назрели поправки в закон об оперативно-разыскной деятельности. ЕСПЧ обязал российские власти принять необходимые меры и ввести судебную санкцию на «контрольную закупку» и оперативный эксперимент в делах о сбыте наркотиков — с тем, чтобы «предусмотреть четкую и предсказуемую процедуру санкционирования тайных операций — таких как контрольные закупки и оперативные эксперименты — судебным органом, обеспечивающим эффективные гарантии от злоупотреблений», — пояснили в ЕСПЧ.
Особое внимание общественности к фальсификациям по наркоделам было привлечено после задержания журналиста Ивана Голунова, которому столичные полицейские подбросили в рюкзак запрещенные вещества. Впоследствии под беспрецедентным давлением общественности сфабрикованное «дело Голунова» было закрыто, а на скамье подсудимых оказался уже не журналист, а полицейские, подкинувшие ему наркотики. Кроме того, вскрылись манипуляции МВД с незаконным приглашением на проведение следственных действий «своих» проплаченных понятых.
Эксперты полагают, что если бы сотрудникам МВД необходимо было получать санкцию на «разработку» Голунова в суде, им было бы значительно сложнее организовать такую провокацию.