По сравнению с допандемийным 2019-м годом число аномальных загрязнений, превышающих допустимые нормы в 10 и более раз, выросло почти вчетверо — в 3,8 раза.
«Если в 2019 году, не отмеченном локдаунами и приостановкой экономической активности, таких инцидентов было всего 64, то в 2020 году — уже 243», — сообщает аналитическая служба международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza.
По данным аналитиков, 2020 год стал худшим по количеству выявленных загрязнений как минимум за последние 16 лет. За 12 месяцев антирекорд 2010 года оказался превышен вдвое. Тогда ученые зафиксировали 126 случаев ядовитых выбросов в атмосферу.
Наихудшая экологическая ситуация сложилась в Самарской области, на которую пришлось более половины всех инцидентов (147), а также Бурятии, Забайкальском и Красноярском краях, а также в Оренбургской области.
Ученые предупредили, что высокие (более 10 ПДК) и экстремально высокие (более 30 ПДК) загрязнения воздуха, сопровождающиеся появлением резких удушливых запахов и выпадением цветных дождей, могут нанести непоправимый вред окружающей среде и здоровью человека.
Во время локдауна случаев экстремального отравления в стране было зафиксировано всего два. Однако начиная с июня число инцидентов пошло по нарастающей, достигнув абсолютного максимума в сентябре. В результате по итогам 2020 года суммарные загрязнения атмосферы в 1,9 раза превысили предыдущий рекорд 2010 года. По сравнению же с 2019 годом количество загрязнений выросло в 3,8 раза.
Изучая «Самарский феномен», исследователи пришли к выводу, что самое значительное количество вредных выбросов фиксируется в микрорайоне Волгарь, где была установлена новая система мониторинга, позволившая более точно определять экологические угрозы. Источниками выбросов предположительно являются близлежащий нефтеперерабатывающий завод, а также городские очистные канализационные сооружения.
Помимо Самары, больше всего загрязнений воздуха зафиксировали в Селенгинске (Бурятия), Чите (Забайкальский край), Оренбурге и Улан-Удэ. Чаще всего воздух был отравлен крайне токсичным банзпиреном и сероводородом, исходящими от сгорания нефтесодержащего топлива, горения свалок и испарений от канализационных коллекторов. Кроме того, фиксировались случаи загрязнения воздуха свинцом, формальдегидом, этилбензолом, хлоридом водорода, оксидом углерода и диоксидом азота.
Несмотря на обилие нарушений, наказание за отравление воздуха в России очень низкое. Глава Росприроднадзора Светлана Родионова назвала «мизерными» и «смехотворными» экологические штрафы, действующие в стране.
Например, в Костроме уже несколько лет действует подпольная сеть ядовитых средневековых заводов-«углежогов», с которыми власти никак не могут справиться.