Георг Габриелян
У меня базовое образование – учитель истории, и я до сих пор с большим сочувствием отношусь к людям этой профессии.
На пресс-конференции рассказали о том, как работает механизм воздействия на «строптивых» учителей.
Речь шла о педагогической аттестации. Дело в том, что методика аттестации зачастую организована и устроена таким образом, что, хотя каждый ее аспект не противоречит законам, но их интерпретация администрацией учебных заведений делает ее незаконным инструментом воздействия на педагогов и позволяет уволить их в обход Трудового Кодекса.
Это не голословное утверждение. Мне довелось выслушать весьма похожие истории преподавателей и учителей разной специализации и разных учебных заведений, которые столкнулись с одинаковыми проблемами.
Судите сами.
Юлия Маркова из Санкт-Петербурга, преподаватель корректуры в среднем учебном заведении Академия управления городской средой, строительства и печати(АУГСГиП) уже около двух лет судится с администрацией. Она выиграла 11 судов по дисциплинарным взысканиям и незаконному увольнению. Но система аттестации делает ее совершенно беззащитной перед возможным грядущим увольнением.
Марина Капустина из Москвы, учитель начальных классов, три года как уволена после аттестации на соответствие занимаемой должности, проведенной вразрез с методиками профильного министерства, произвольно директором.
Елена Широковских - преподаватель сольфеджио и дирижирования в школе искусств в городе Сосновый Бор – во время аттестации в полной мере испытала практику обесценивания профессии
Сергей Онищенко, учитель информатики в средней школе был уволен после аттестации на соответствие занимаемой должности и восстановлен судом...
Речь идет об опытных педагогах, которым уже приходилось доказывать свое соответствие не просто занимаемой должности, но и высшей квалификационной категории.
О том, что проблема аттестации преподавателей существует и актуализируется, сообщила также редактор сайта Педсовет.орг Наталья Березина.
- Я мечтаю о том времени, когда подтвердить или повысить квалификационную категорию учитель сможет через обучение на качественных курсах и приобретение новых навыков, - сказала она.
Н. Березина сообщила и о том, что инициатива Педсовет. Орг «За добровольную аттестацию» помещена на сайте Российская общественная инициатива (РОИ).
В чем, собственно, механизм манипуляции в процессе прохождения аттестации?
Аттестация – есть инструмент проверки повышения квалификации и, что важно, присвоения категории учителям и преподавателям. Чем выше категория, тем выше авторитет и, естественно, заплата педагога. Согласитесь, что это с виду - прекрасный механизм влияния. Однако, на деле реализуется он в основном не в пользу учителей и школьников, а больше в пользу школьных администраций, которые получают послушных и лояльных работников, а также в пользу чиновников от образования.
Аттестация на квалификационные категории обычно предполагают участие в многочисленных конкурсах-однодневках, а также посещение курсов сомнительного уровня без права выбора. Организаторы конкурсов и курсов получают деньги из бюджета. Учителя работают за призрачную перспективу - набрав «баллы», получить в будущем копеечную надбавку. Стараясь заработать как можно больше «баллов» учителя вовлекают и без того перегруженных детей в различные «мероприятия». Требования могут быть разными согласно региональным положениям, но, как правило, все они не имеют отношения к реальному качеству уроков, но требуют растраты сил и средств. От властей поступают, например, предложения о съемке уроков на камеру за счет собственных ресурсов и другое подобное.
Если же учитель или преподаватель колледжа не желает принимать участие в столь унизительных процедурах, его или ее ждет другое испытание: аттестация на соответствие занимаемой должности. Здесь уже действует федеральное Положение, не содержащее критериев соответствия (они могут быть любыми по прихоти администрации), но позволяющее уволить работника без права апелляции. Фактически система аттестации – это система легализованного увольнения в обход Трудового Кодекса. Это психологическое, а точнее – институциональное – насилие, осужденное Международной организацией труда. К слову, МОТ приравнивает насилие на рабочих местах к таким тяжким преступлениям против личности, как убийство, ограбления, изнасилования.
- Психологическое насилие зачастую не привлекает общественного внимания. Между тем, оно приносит существенный вред личности и обществу. Абьюз на рабочих местах делает работников подавленными и пассивными. Неудивительно, что в категорию морально амбивалентных граждан попали в последнее время учителя и статус профессии снизился, - сказала ведущая пресс-конференции, сопредседатель профсоюза «Учитель» Марина Балуева. – Самым эффективным орудием в этом процессе является педагогическая аттестация.
В итоге не только никак не подтверждается мастерство преподавателя, но наоборот – даже самый квалифицированный работник не защищён от увольнения.
В сообщениях выступавших, я увидел, как минимум, ряд аспектов манипуляции, возникающих из правовых коллизий между законодательными и нормативными актами.
Некоторые из выступавших, например, москвичка Марина Капустина благодаря незаурядному упорству добилась ответа по существу из Министерства просвещения РФ. Из ответа следовало, что аттестация должна проводиться исключительно по той методике, которая, собственно, разработана самим Министерством. Причём, разработка этого нормативного акта, как и изменения в нем, осуществляются исключительно федеральным органом власти, то есть в данном случае, все тем же Министерством образования РФ.
Всякие же «добавления» от себя региональными Комитетами образования или, тем более, администрациями учебных заведений, по существу, являются нарушением нормативных актов Министерства, однако, не противоречат Федеральному Положению самый текст которого дает «карт бланш» кому угодно. «Добавлениями», в данном случае, следует считать, как и придуманные администрациями методы аттестации, так и, тем более, увеличение количества и расширительное толкование этих методов.
Казалось бы, в подобных обстоятельствах само Министерство просвещения должно инициировать приведение в соответствие Федерального Положения об аттестации с подзаконными актами Министерства. Но, не тут-то было. Пострадавшим от произвола администраций учителям предлагают обратиться в суд.
В результате, гробятся нервы преподавателей, школы увольняют хороших учителей и теряется сам смысл аттестации.
По мнению организаторов и участников пресс-конференции, самым простым выходом из сложившейся ситуации может быть признан законный принцип добровольной аттестации, то есть, когда сами учителя инициируют ее. И, разумеется, она должна осуществляется исключительно в соответствии с раз и навсегда установленными едиными нормативными актами.
Когда-то, имея в виду итоги франко-прусской войны позапрошлого века, канцлер Германии Бисмарк заметил, что войну выиграл немецкий учитель.
Тогдашний прусский учитель, как и российский, были государственными чиновниками с соответствующей высокой зарплатой и четко прописанными образовательными программами.
Сейчас же, во всяком случае, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, считается, что учащиеся должны развиваться свободно и максимально творчески. Соответственно и их преподаватели должны быть креативны и свободны.
На практике же в Российской Федерации так не получается.
Почему? Решайте сами...