Популярный блогер Виталий Дробышев отметил в своей публикации своеобразную и весьма важную для России дату: 21 марта 2021 года исполнилось ровно 60 лет со дня, когда дала нефть первая в Сибири скважина - около села Мегион Тюменской области. До тех пор в СССР почти никто не верил, что в Сибири есть нефть. В этот день в 1961 году 30-летний начальник геологоразведочной партии Салманов, который искал «черное золото» в регионе буквально на свой страх и риск, телеграфировал Хрущеву: «Я нашел нефть. Вот так».
Тогда же по сути и началась для нашей страны новая эра – нефтяная. Так что в этом веке, кремлевские идеологи назвали Россию «энергетической сверхдержавой».
Увы, нефть и газ имеют тенденцию заканчиваться...
В докладе Счетной палаты «Анализ воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ в 2015–2019 гг.» сказано о том, что добывающие компании учитывают в своих планах залежи нефти и газа, которых фактически не существует в природе, так что в результате проверок, ежегодно с баланса снимается тот же объем запасов, какой и добывается.
«Мертвыми» за последние 5 лет были признаны 2,278 млрд.тонн нефти и конденсата – то есть около пяти годовых объемов добычи, и кроме того 6,041 трлн. куб. м. газа – то есть около девяти годовых объемов. Не секрет, что эффективность выполняемых за бюджетный счет геологоразведочных работ сильно завышены, при отсутствии реальной от них отдачи:
«При всем богатстве и многообразии минерально-сырьевая база России в ее нынешнем состоянии имеет риски стагнации и не может служить драйвером экономического роста. Потенциал “поискового задела” для наращивания минерально-сырьевой базы ограничен из-за недостаточной геологической изученности недр».
И хотя 6% мировых запасов нефти и 20% газа и сосредоточены в нашей стране, это богатство вовсе не является гарантией стабильности в будущем, поскольку, если сегодняшние темпы добычи нефти сохранятся, то ее хватит лишь на 35 лет, а скорее всего – меньше чем на 20, поскольку потенциал открытия крупных запасов в доступных местах фактически иссяк, а более 65% нефти находятся в труднодоступных местах, включая Арктику.
Стоит ли говорить, что их добыча при нынешнем технологическом состоянии нашей страны совершенно нерентабельна, а для достижения рентабельности, следует очень срочно развивать технологии, что для России сегодня задача нереальная.
У нашей страны, в связи с отсталостью, нет даже возможности добывать и перерабатывать очень ценные редкоземельные металлы, 25% мировых запасов которых она располагает. В связи с этим, Россия вынуждена закупать больше одной трети стратегически важного минерального сырья за границей. В докладе Счетной палаты приводятся цифры импорта: марганец, хром, литий, бериллий, рений – 100%, цирконий – 98%, титан – 95%, олово – 70%, бокситы – 64%, уран – 65%, молибден – 45%...
Экспортируя высокотехнологичную продукцию, к примеру, в 2018 году Китай заработал больше 731 млрд. дол, Гонконг – 330, Германия – 210, Южная Корея – почти 193 США – 156. Тогда как Россия смешные 10 с небольшим млрд. дол. – почти в 72 раза меньше, чем Китай. Наша страна занимает в рейтинге глобальной конкурентоспособности 45-е место из 63-х, следом за Литвой, Казахстаном и Латвией. Тогда как лидируют Сингапур, Гонконг и США.
Более того, Федеральная таможенная служба сообщила, что в 2019 году на экспорте Россия заработала 424,6 млрд. дол., из которых две трети - нефть и газ....
В итоге: каждый второй рубль, который зарабатывают российские бюджетники происходит от торговли углеводородами. А когда они кончатся? В два раза обеднеют?