Posted 3 января 2019, 11:39
Published 3 января 2019, 11:39
Modified 7 марта, 16:05
Updated 7 марта, 16:05
О том, что происходит со странами, полностью зависящими от мировых цен на углеводороды, на примере Венесуэлы, - объяснил в блогер Анатолий Несмиян.
«Самой трагичной страной в мире в 2018 году была, конечно, Венесуэла. Такого катастрофичного года в ее истории, пожалуй, никогда не было, хотя и предыдущие были не сахар. С венесуэльской катастрофой по ряду показателей может конкурировать лишь Йемен, однако там хотя бы есть объяснение - гражданская война, отягощенная внешней интервенцией.
Годовая инфляция в Венесуэле на 28 декабря составила 1.300.000 процентов (миллион триста тысяч). Курс доллара за год вырос на 2.400.000 процентов. Государственный долг за десять последних лет вырос с 20 до 162 процентов от ВВП. Минимальная месячная зарплата на конец года составила 10 долларов, из страны бежало 2300 тысяч человек.
Бегство людей несет отложенные риски - бегут те, кто в профессиональном плане из себя представляет хоть что-то. Из-за тотального отсутствия персонала закрываются предприятия - там просто некому работать. Аналогичная ситуация по всем отраслям экономики, включая бюджетный сектор. Бегут все, экономика, которая и без того находится в глубочайшей коме, попросту останавливается из-за отсутствия людей.
В 2019 году темпы падения, скорее всего, замедлятся - но лишь потому, что столь стремительное падение повторить будет практически невозможно - рухнуло всё, что еще хоть как-то теплилось. При этом рост ВВП был отрицательным начиная с 2014 года:
2013: 1.3%
2014: -3.9%
2015: -6.2%
2016: -16.5%
2017: -14%
2018: -18%
2019: -5% (прогноз)
Доля Венесуэлы в мировом ВВП все годы правления революционной мафии неуклонно сокращалась:
1988: 0.8%
1998: 0.62%
2008: 0.58%
2018: 0.24%
Развалившаяся экономика живет исключительно за счет торговли нефтью, хотя и здесь большая часть объемов законтрактована, деньги давно получены и проедены. При этом 18 год был катастрофичным для всех нефтедобывающих стран: цена на нефть упала на 18 процентов, на газ - на 3 процента. Мировые цены на бензин, кстати, в 18 году упали на 25 процентов, что, конечно, новость для российских граждан. Ну, с нами все понятно - у нас свои мафиози, которые рвут с населения ничуть не менее бодро, чем венесуэльские наркобароны-революционеры.
При этом 19 год особых надежд на повышение цен на углеводороды не дает: Трамп с упорством бульдозера пробивает сопротивление производителей нефти, роняя цены всеми доступными способами - политическими, финансовыми, экономическими. Переизбыток нефти на рынке обеспечивается резким ростом добычи в самих Соединенных Штатах, и в 2019 году они намерены брать новые высоты и устанавливать новые рекорды. Дополнительным давлением на цены является замедление роста мировой экономики. В общем, с перспективами у Венесуэлы все очень даже печально.
Нас бы, конечно, ситуация в этой далекой стране интересовала весьма опосредовано, если не считать гигантских сумм, которые влиты в ее экономику российскими коллегами. Сумм не то чтобы безвозвратных, что-то возвращается обратно поставками нефти, хотя и с серьезными проблемами. Так или иначе, существенная часть вброшенных на поддержание братского мафиозного режима средств, скорее всего, будет безвозвратно оставлена там - перспектив у страны практически нет. Даже если режим Мадуро удержит власть (что вполне возможно, учитывая, что население предпочитает эмиграцию сопротивлению), то Венесуэла превратится в криминальное болото, где редкие островки хоть какой-то стабильности будут оборонять революционные военные, защищая нефтяные терминалы и пути транспортировки колумбийского кокаина - два источника существования правящего режима. Любая другая власть будет вынуждена принимать дела на таком низком старте, что желающих брать на себя ответственность за страну все меньше.
Тем не менее, Венесуэлу включают в десятку стран, на территории которых в 2019 году возможно возникновение вооруженного конфликта. Пока она на десятом месте, сразу за Украиной. Риски стихийных бунтов, которые охватят всю территорию страны, в 2019 году выглядят существенно более высокими, чем в прошлом 2018...»